Стартапер внутри корпорации: новая профессия, о которой нужно знать

Если вы устали от работы без перспектив, имеете предпринимательские способности, но нет капитала, – эта статья для вас. «Популярная механика» совместно с «Тинькофф» рассказывает о профессии технолога, которая совмещает в себе самые востребованные компетенции на рынке. Наши эксперты – руководитель управления продуктов для бизнеса Леонид Назаров и руководитель направления партнерских программ Урал Хусаинов.
Тэги:
Стартапер внутри корпорации: новая профессия, о которой нужно знать

Хорошо забытое старое

Термин «технолог» известен еще со времен СССР: эта профессия появилась в прошлом веке вместе с бурным развитием научно-технического прогресса. На производствах массово потребовались инженеры, которые могли бы взять на себя разработку и организацию того или иного процесса или технологии. Их роль часто выходила за рамки должностных инструкций. По сути, они отвечали за новые нестандартные решения. С тех пор научно-технический прогресс уступил лидерство в повестке прогрессу цифровому, а вместе с этим претерпела изменения и профессия технолога. 

Понятие «технолог» в новом прочтении появилось в «Тинькофф» более десяти лет назад, когда на рынке еще не было такого хайпа вокруг профессии продакт-менеджера. Тогда компания начинала создавать множество новых продуктов, и для каждого из них требовался свой широкопрофильный специалист, главное ответственное лицо. В классических бизнес-структурах эту роль делят между собой менеджер по продукту, менеджер по производству, владелец продукта и другие сотрудники, но в «Тинькофф» решили, что такое многообразие размывает ведущую роль и влияет на понимание ключевыми людьми процесса в целом. Тогда и возникла идея применить к проектам уже известный в истории подход, когда за продукт отвечает технолог. Так появилась новая перспективная профессия на основе фундаментального опыта из прошлого.

Все сам, все сам

Сегодня технологи в «Тинькофф» – это стволовые клетки компании, специалисты, которые получают от бизнеса запросы на разработку тех или иных проектов. Например, создание нового приложения или новой дебетовой карты. На этом этапе технолог анализирует кейс со всех сторон: изучает цели, бизнес-смысл предлагаемой идеи, определяет проблему, которую нужно решить, выясняет, верно ли сформулировано само решение, – и может предложить собственное. Если бизнес-идея имеет перспективы, начинается реализация проекта. Технолог описывает бизнес-часть, определяет все конечные цели и подзадачи, привлекает к процессу коллег разных профессий. 

Поскольку все продукты современных технологических компаний цифровые, дальше важно перевести требования с бизнес-языка на технический, понятный разработчикам. В свою очередь разработчики совместно с архитекторами или лидерами разработки проектов распределяют и выполняют технические задачи. Получается, технологи организуют процессы, требующие широкого межкомандного взаимодействия: с одной стороны, они понимают язык бизнеса, а с другой – знают, как объяснить задачу специалистам из IT и довести проект до ума вместе с маркетологами, дизайнерами и аналитиками. Можно сказать, что технологи помогают бизнесу и IT лучше понимать друг друга. В известных IT-гигантах (например, в Amazon) эта профессия называется Technical Product Manager. То есть она не искусственно создана, а действительно востребована во всем мире.

Урал Хусаинов делится своим кейсом разработки нового продукта.

Урал Хусаинов:

«В 2018 году в компании возникла идея создать приложение для поиска АЗС на карте и оплаты бензина через смартфон. Сейчас сервис "Тинькофф АЗС" привычен многим автомобилистам, но в тот момент идея была достаточно необычной, аналогов на российском рынке у нее вообще не было. Наша команда подключилась к работе и создала приложение в экстра-сроки – всего за три недели. Такой результат был бы невозможен, если бы вместо одного технолога с четким видением цели проект курировали десятки разных менеджеров». 

На запуске проекта технологи не останавливаются. После релиза специалист решает, что делать – продолжать лично развивать продукт или заняться чем-то новым. 

Правильная оценка

В «Тинькофф» за каждым таким специалистом закреплено свое бизнес-направление. Внутри направлений каждый день идут сотни процессов: придумываются новые типы карт и услуг, бонусные системы, маркетинговые стратегии, коллаборации с другими брендами. Все эти процессы технологи и курируют: молодой специалист начинает с одного проекта, а опытный технолог может вырасти до владельца целого направления или стать бизнес-лидером, координирующим большое количество продуктов. 

По словам Леонида Назарова, самое главное в такой работе – грамотно оценить цели проекта и зажечь ими сотрудников. Если же в проекте бизнес-смысл просматривается туманно, а задачи не зажигают команду, реализация гарантированно затянется и превратится в долгострой.

Леонид Назаров:

«Не так давно мы начали выпуск карт для "Тинькофф Бизнес", позволяющих тратить деньги юрлиц напрямую со счета. Первая реакция на новинку была скептической, потому что сценарий использования этих карт не отличался от сценария использования карт физических лиц, за операции по которым еще и кешбэк начисляют. Многим казалось, что пользоваться ими никто не будет. Однако мы придумали опцию, которая ограничивает лишние списания: теперь можно выбрать одну категорию расходов – например, заправку на АЗС для таксистов. Так нам удалось нащупать идею, которая и привела проект к успеху».

За умение правильно оценить проект технологов особенно любят. В любой крупной компании идеи возникают ежедневно – и если бы каждый проект без рассмотрения уходил в реализацию, даже богатые корпорации быстро бы терпели экономический крах.

За ними будущее

Леонид Назаров:

«Сейчас в "Тинькофф" работает примерно 400–500 технологов и тех, кто начал свою карьеру с этой позиции, а впоследствии стал бизнес-лидером, аналитиком или менеджером по продукту. Одним из первых технологов когда-то был нынешний вице-президент "Тинькофф" по бизнес-технологиям Константин Маркелов. Он лично собеседовал около 200 технологов: смотрел, соответствуют ли они ДНК нашей компании, рассказывал о необычных задачах, оценивал личные качества соискателя».

Поиск кадров на роль технолога – задача нетривиальная, как и сама профессия. Сейчас в «Тинькофф» отдают предпочтение выпускникам рейтинговых российских вузов. Первая причина – такой студент может похвастать гибким умом и «безрамочным» мышлением. В этом смысле соискатели со стажем могут даже проигрывать молодым: их опыт часто формируется в условиях, где свежих проектов и инструментов для их реализации очень мало, и это сказывается на отношении специалиста к своей работе. Как правило, перестроиться на другой формат бывает трудно. Вторая причина – амбициозность. Если потенциальный кандидат прошел все фильтры рейтингового вуза, скорее всего, он мотивирован расти дальше и показывать результаты.

Леонид Назаров:

«Можно придумать еще одну аналогию. Технолог в "Тинькофф" – это своего рода стартапер под защитой большой цифровой компании. А чтобы состояться как стартапер, человек должен свободно мыслить и быть энтузиастом. Таких людей мы и ищем, за ними будущее».

Если говорить о профессиональных компетенциях, а не свойствах личности, технологу необходимы базовые представления о программировании и бизнес-процессах. Освоить эти знания «Тинькофф» предлагает через «Тинькофф Образование» для школьников, студентов и выпускников. Аналогичный курс проходит каждый начинающий технолог, которого приняли на работу в компанию. На этой платформе представлено и множество других программ – от аналитика до Frontend-разработчика, – с помощью которых ученик получает знания, первый опыт работы и оплату своего труда. 

Непрерывно растущий спрос

Выходит, что технолог в новом прочтении – это человек, который работает в связке с другими специалистами и ищет пути развития порученных ему проектов. Для этой цели ограничений в инструментах почти нет: технологи используют бизнес-аналитику, привлекают коллег разных уровней, финансовые ресурсы, опираются на уже существующие кейсы компании и на свой опыт. 

При этом Урал с Леонидом говорят, что главное достоинство их работы – это наличие выбора. Большинство профессий – например, инженер, юрист или экономист – не всегда предполагают разнообразной деятельности и возможности ее менять. Технолог может расти горизонтально: чередовать свой функционал в зависимости от текущих задач и работать совершенно в разных направлениях. Например, сегодня он оптимизирует бизнес-процессы в банке, а завтра разрабатывает опции мобильного приложения для инвестиций. При этом он видит любое из направлений как с точки зрения бизнеса, так и со стороны технологий. Также технолог может сфокусироваться на каком-то одном направлении и расти вертикально, становясь продакт-менеджером. Ведь опытный технолог – это и есть высококлассный продакт-менеджер ТЕХНОЛОГической компании.

По мнению Леонида и Урала, спрос на их профиль в будущем будет еще выше, чем сегодня: это связано с непрерывным ростом цифровых гигантов и уровнем их влияния на экономику. Сегодня все эти компании стремятся трансформироваться в целые экосистемы, создавая внутри себя новые сервисы: денежные переводы, заказ продуктов, логистические решения и другие проекты. И для всех этих начинаний будут требоваться специалисты с опытом технолога. Пример многих сотрудников «Тинькофф» доказывает, что технолог имеет все шансы вырасти до глобального руководителя.

Леонид Назаров:

«Начав с малого, можно стать хоть председателем совета директоров, хоть директором по технологиям. В среднем технолог в "Тинькофф" начинает руководить собственным направлением в бизнесе за три-четыре года. Мы уверены, что за этой профессией стоит будущее всех технологических компаний».

Если вам интересно решать новые задачи, руководить коллективом и развиваться, рассмотрите вакансии на позицию технолога в «Тинькофф». Главные требования к соискателям – высшее образование, гибкость мышления и интерес к банковскому сектору.

На правах рекламы, 16+

Загрузка статьи...