С помощью ведущих игроков России мы познакомились с тремя представителями мира скилтоев (skill toy — игрушка, требующая навыка): астроджексом, диаболо и волчком

Денис Цеханович, чемпион России по astrojax, судья чемпионата
Простейшим трюкам Astrojax — Vertical Orbits и Horizontal Orbits — можно научиться в первые же десять минут знакомства с игрушкой
Михаил Бакланов, участник чемпионата мира по диаболо, чемпион россии по йо-йо
Залог мастерства диаболиста — умение поддерживать высокую скорость вращения диаболо между трюками
Джано Мебония, чемпион России по йо-йо 2007 года, серебряный призер чемпионата России по йо-йо 2006 года
Зачастую в волчок играют опытные любители йо-йо и других скилтоев, уже наработавшие необходимую координацию и ловкость рук, чтобы разнообразить свои тренировки

Astrojax: физики шутят

История многих скилтоев (диаболо, кендама, йо-йо) уходит корнями в глубокую древность. Астроджекс, изобретенный в 1987 году, напротив, намного моложе многих своих поклонников. Игрушка позволяет исполнять невероятно динамичные трюки, в которых есть что-то от жонглирования, лассо и йо-йо. Первый астроджекс представлял собой три гайки на зубной нити, с которыми физик Ларри Шоу экспериментировал в лаборатории. Поведение внешне простой игрушки оказалось непросто описать математически. Перед тем как запатентовать свое изобретение, Ларри Шоу потратил около двух лет на разработку сотен прототипов. Большинство крупных производителей игрушек отвернулись от изобретателя — новинка даже не попадала ни в одну из имеющихся товарных категорий. Шоу пришлось основать собственную компанию и попытаться изготавливать астроджекс своими силами, пока в 2000 году за производство и международную дистрибуцию игрушки не взялась швейцарская компания Active People. Астроджекс пока еще только набирает популярность, но в Книге рекордов Гиннесса ему уже отведено три категории. 16 июля 2002 года скилтой был успешно испытан на Международной космической станции.

Диаболо: сам черт не брат

Известно, что диаболо было любимой игрушкой физика Джеймса Максвелла и в этой игре знаменитый ученый достиг виртуозного мастерства. Однако не стоит путать диаболо с «демоном Максвелла», ибо ничего дьявольского в нем нет. Вопреки распространенному заблуждению. Название игрушки не роднит ее с Люцифером, а происходит от греческого dia bolo, «поперечный бросок». Так в начале XII века ее назвал изобретатель, француз Густав Филипарт.

Считается, что диаболо произошло от китайского йо-йо, которое представляло собой два крупных диска, надетых на длинную тонкую ось. Гигантское йо-йо управляется палочками с натянутой между ними веревкой. В Cредние века трюки с диаболо были неотъемлемой частью цирковых представлений. В полушариях проделывались специальные дырочки, чтобы в полете игрушка свистела.

Современные диаболо тоже издают громкий звук благодаря подшипнику с храповым механизмом. Такой подшипник обеспечивает свободное вращение оси только в одну сторону, значительно упрощая раскрутку диаболо и увеличивая время стабильного вращения. Классические диаболо с фиксированной осью несколько сложнее в управлении. Один из новых стилей игры, вертакс (vertax), предполагает, что ось игрушки располагается вертикально.

Вертакс очень сложен в освоении, и ассортимент трюков в нем пока невелик, так как во время игры игроку самому приходится быстро перемещаться вокруг диаболо. Игроки в стиле луп (loop) используют вместо палочек с натянутой между ними веревкой замкнутую петлю. Наконец, контактное диаболо подразумевает игру с медленно вращающейся или вовсе остановившейся игрушкой, что позволяет подбрасывать и ловить ее не только веревкой, но и руками.

Волчок: хорошо забытое старое

Как показали археологические раскопки, волчок — это, пожалуй, самая древняя игрушка на планете. И не только игрушка: вращающийся волчок, непредсказуемо меняющий направление движения по поверхности, издревле использовался для гадания и предсказания будущего. Любители ролевых игр используют волчок вместо кубика как источник случайных чисел. Деревянный волчок «дрейдл» — неотъемлемая часть иудейского праздника «Ханука». Наконец, большие и тяжелые металлические «волчки» лежат в основе гироскопического компаса.

Несмотря на глубокие исторические корни, современный игровой волчок появился сравнительно недавно. По форме он напоминает скорее электрическую лампочку, нежели привычную юлу. Внутри волчка находится ось с подшипником. Лишь маленькая часть оси (не более сантиметра) видна снаружи корпуса. Лишь посредством этой части игрок может контактировать с вращающимся волчком, выполняя трюки. В волчок играют с помощью веревки. Первое, что должен научиться делать начинающий игрок, — раскручивать волчок. Для этого игрушку аккуратно, виток к витку, обматывают веревкой, которую резко вытягивают, держа волчок в руке. При достаточно решительном движении и хорошем подшипнике волчок надолго приобретает способность сохранять свое положение в воздухе, опираясь всего на одну точку, будь то рука, нога, палец или веревка.

Современный волчок, или spin top, — довольно молодой и сложный в освоении скилтой, поэтому ему не так просто завоевать популярность. Хорошие игроки знают немало трюков с волчком, но большинство из них даже не имеет названия. С другой стороны, волчок предоставляет бесконечное пространство для творчества, изобретения новых трюков

и выработки собственного уникального стиля игры.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2008).