Робин Гуд из паба: острый глаз, верная рука и кружка пива

Робин Гуд из паба: острый глаз, верная рука и кружка пива

Повесив в редакции мишень и получив в подарок дротики, мы приобщились к благородному виду спорта с его легендами, чемпионами, передовыми технологиями и высокой модой.

В правилах Британской организации дартса (BDO) есть пункт: «Игрокам не разрешается носить джинсы, рубашки из джинсовой ткани или вельвета и прочие предметы джинсового стиля». Так англичане подчеркивают, что дартс — это не просто любимое развлечение американских байкеров, австралийских дальнобойщиков и индийских бизнесменов (дартс любят во всем мире), а древняя английская традиция и серьезный вид спорта.

За право считаться прародителями дартса борются копья, арбалетные болты и, конечно, стрелы для лука. Не стоит забывать и об отравленных охотничьих дротиках африканских племен. Легенда гласит, что игру придумали лучники, пожелавшие забавы ради соревноваться в меткости, не выходя из паба. Стрелы пришлось укоротить, а в качестве мишени выбрали дно перевернутой бочки, пробка в центре которого стала первым Bullseye (центром мишени). Тогда игра называлась Butts.

В начале XX века в дартс в том или ином виде играли во всех уголках Англии. А вскоре спонсорская поддержка производителей пива дала возможность организовывать национальные чемпионаты. В первенство 1939 года было вовлечено 280 000 участников. Во время Второй мировой войны дартс входил в стандартный спортивный набор британских солдат. Американские офицеры привозили дротики в штаты как сувениры, благодаря чему дартс вскоре стал популярен в Новом Свете. Сегодня дартс представляет собой профессиональный вид спорта, чемпионаты по которому транслируются по телевидению, а лучшие спортсмены известны во всем мире. Показательные выступления по дартсу были включены в Олимпиаду 2000 года в Сиднее. При этом дартс остается игрой, доступной любому новичку.

Латунные дротики Латунные дротики Латунные дротики отличаются небольшой стоимостью и подходят начинающим спортсменам. Они обладают оптимальным весом и удобной формой, однако мягкая латунь со временем может деформироваться, при этом меняется ощущение хвата. Латунные дротики плохо переносят столкновения, но начинающие спортсмены довольно редко попадают в одну точку.

Бычий глаз

Древние лучники использовали в качестве мишени поперечный срез большого дерева. Со временем дерево рассыхалось и трещины сами собой образовывали сектора. Современные турнирные мишени делают вовсе не из дерева, а из натуральных волокон, например сизаля. Сизаль получают из листьев агавы. Грубые волокна высушивают, спрессовывают под большим давлением и стягивают обручем. При попадании игла дротика раздвигает волокна и входит в мишень, а когда дротик вынимают, отверстие быстро затягивается. Вместо сизаля может использоваться свиная щетина. Хорошие мишени могут служить более пяти лет, полностью сохраняя правильную форму. Простые и дешевые мишени из спрессованной бумаги рекомендуются начинающим игрокам.

Вольфрамовые дротики Вольфрамовые дротики Вольфрамовые дротики (сплав 80% или 90% вольфрама с никелем) предназначены для профессионалов. Чем больше содержание вольфрама, тем дороже дротик. Вольфрам — это очень тяжелый металл, который позволяет сделать дротик предельно тонким, сохранив достаточный вес. Тонкие дротики позволяют выполнять кучные броски. Большое значение имеет форма, текстура дротика. Для спортсменов очень важен надежный хват, на поиск по‑настоящему удобного дротика можно потратить немало времени.

Современные мишени делятся на 20 секторов. Сектора и кольца разделяются металлической проволокой, которая исключает спорные попадания в границу. Иногда проволока имеет треугольное сечение — она практически не оставляет дротику шансов отскочить при попадании в границу. Цифры, обозначающие ценность секторов, также принято делать из проволоки.


Как бросать

Если вы играете правой рукой, расположите правую ступню вдоль линии броска. Левая нога должна постоянно касаться пола. Грубая ошибка новичков — отрывание левой ноги от пола в момент броска, чтобы придать ему силы за счет движения корпуса. Бросок в дартс не стоит путать с броском мяча. Он не требует замаха, он не должен быть сильным, следует лишь сосредоточиться на точности. Бросок производится лишь за счет разгибания руки в локте, движения кисти и пальцев. Дротик не следует отпускать слишком рано. Его нужно плавно проводить в сторону цели, концентрируясь на прямолинейном движении руки. Чтобы прицелиться, необходимо сфокусировать взгляд на той точке, в которую вы хотите попасть, при этом не стоит пытаться расположить напротив глаз и сам дротик. Со временем ваша рука научится посылать стрелу именно туда, куда указывают ей глаза.

Оперения могут быть мягкими и жесткими. Мягкие оперения представляют собой несколько слоев тонкого пластика, скрепленных клеем. При повреждении мягкое оперение легко починить: достаточно сильно сжать разрыв пальцами. При попадании другого дротика мягкие оперения сгибаются, уходя с его пути. Жесткие оперения не гнутся, а выскакивают из посадочных мест целиком. Такой вариант предпочтительнее, так как выпавшие оперения уже не влияют на траекторию дротика. Жесткие оперения редко ломаются, но не подлежат ремонту. Наиболее долговечные оперения из нейлонового волокна по жесткости представляют собой нечто среднее между мягкими и жесткими. Жесткие оперения с выпуклой текстурой типа RIBTEX и DIMPLEX стремятся замедлить полет хвостовой части дротика, улучшая стабильность полета. Чтобы оперения не расслаивались при попадании других дротиков, рекомендуется использовать специальную защиту оперений.


Раньше сектора располагались на мишени по часовой стрелке. Новички старались попадать в левый верхний сектор мишени, который гарантированно приносил много очков. В 1986 году Брайан Гэмлин разработал разметку мишени, в которой сектора располагаются не по порядку. Теперь, целясь в большие цифры, игрок всегда имеет шанс попасть в маленькие. В некоторых провинциях Англии до сих пор используют традиционные мишени, которые были характерны для этих мест в Средние века. Например, в Йоркшире и Ланкашире у мишеней нет кольца утроений, а Bullseye не делится на центр (50) и кольцо (25).

Существуют электронные мишени для дартса. Они представляют собой диск с множеством небольших отверстий с воронками, в которые входит дротик. Дротики для электронной игры отличаются от обычных мягкой незаостренной иглой из пластика, которая не способна нанести повреждения пластмассовой мишени. Преимущество «мягкого дартса» очевидно: электронная мишень знает много разных игр и сама ведет счет. Однако рекомендуемый вес «мягкого дротика» составляет всего 18 граммов (для профессионального дартса это очень мало), в противном случае можно сломать пластиковую иглу или даже повредить дорогую мишень. Кроме того, играя в электронный дартс, невозможно достичь профессиональной кучности бросков — не позволяет расстояние между отверстиями мишени.

Хвостовик Хвостовик Пластмассовые хвостовики недороги и доступны в разных расцветках, но легко ломаются при попадании в них другого дротика. Хвостовики различаются по конструкции, материалу и длине. Длина хвостовика подбирается в соответствии с длиной дротика (короткий хвостовик нужен длинному дротику и наоборот), а также по индивидуальным предпочтениям спортсмена. Алюминиевые хвостовики не ломаются, а лишь слегка гнутся. Их можно выпрямить, при этом надо стараться сохранить правильную геометрию, иначе дротик перестанет держать курс. Резьбовое соединение металлического хвостовика с металлическим же дротиком не очень надежно, разболтавшиеся алюминиевые хвостовики в полете нередко начинают вибрировать. Алюминиевый хвостовик можно зафиксировать, применив эластичную шайбу. Комбинированные хвостовики с металлическим креплением оперения и пластмассовой резьбовой частью не вибрируют в полете и не ломаются при столкновениях. Вращающиеся хвостовики, позволяют оперению поворачиваться вокруг дротика. При попадании следующего дротика в оперение, перья отклоняются, освобождая дорогу.

Рик Осгуд, хозяин магазина принадлежностей для дартса, рассказывает: «Один из моих клиентов искренне удивлялся, как магазину удается держаться на плаву, продавая запчасти для дротиков: его дротики не изнашивались годами. Я не нашел вежливого способа объяснить ему, что долговечность его дротиков объясняется неспособностью бросать их кучно». Кучность бросков, способность отправить три дротика подряд в утроение 20 — вот что отличает профессионала от новичка и заставляет производителей придумывать разнообразные способы защитить дротики от повреждений при столкновениях.

Иглы дротиков Иглы дротиков Иглы дротиков со временем тупятся и ломаются, поэтому время от времени их приходится менять. Иглы всегда должны быть остро заточены. Точилку и гаечные ключи для разборки дротиков многие спортсмены всегда держат при себе. Иглы, используемые для игры с электронными мишенями, делаются из пластика. Они ломаются и подлежат замене намного чаще.

Игра в убийцу

Пожалуй, мишень и дротики позволяют играть в не меньшее количество игр, чем колода карт. Самая распространенная игра — «501». Каждому игроку изначально начисляется по 501 очку. Поочередно игроки совершают по три броска подряд, списывая очки. Самое интересное, что для победы игрок должен прийти точно в ноль, при переборе последний подход не засчитывается. Закончить игру можно только попаданием в удвоение. Например, если до окончания игры остается 20 очков, игрок должен попасть в удвоение 10. Один розыгрыш 501 очка называется «лег».

Далеко не всем любителям дартса по душе высокие технологии и погоня за рекордами. Некоторые «гурманы» предпочитают подчеркивать свой изысканный вкус и чувство стиля, играя деревянными дротиками. Каждая из таких стрел изготавливается вручную, качественное дерево сочетается в ней с натуральными перьями. Для любителей деревянного стиля также предлагаются мишени из твердой древесины.

Строгие правила составляют интригу игры, в которой у отстающего игрока всегда остается шанс догнать удачливого соперника. Ближе к концу игра приобретает стратегический характер. Чтобы прийти в ноль, нужно рассчитывать очки на несколько бросков вперед, а при промахе заново пересматривать план. Один из двух самых титулованных игроков Джон Лоу в 1984 году получил самый большой приз в истории дартс, 102 000 фунтов, за то, что завершил лег всего за девять ходов. Второй легендарный спортсмен, Эрик Бристоу, разработал математическую таблицу ходов, описывающую кратчайший путь к завершению лега начиная с любого количества очков.

Без штанов, но в шляпе Без штанов, но в шляпе Во время игры в дартс необходима полная концентрация на броске. Необходимо научиться не обращать внимания на шум, возгласы зрителей, насмешки противника, восторженные взгляды поклонниц. Близость победы или поражения не должна выбивать игрока из седла. Следует поддерживать свой темп игры и стараться навязать его противнику, а не идти у него на поводу. Рассказывают, что в американском Блэксбурге была команда Bullseye Bitches, состоявшая исключительно из сногсшибательно выглядящих девушек. Очаровательные спортсменки рассчитывали на то, что игроки-мужчины не смогут сохранять самообладание в их присутствии, и их расчет нередко оправдывался. Победить амазонок удалось команде мужчин, которые сперва заинтересовали красавиц своими безупречными смокингами и бабочками, а затем вышли играть… в трусах.

Игра «Циферблат» (Round the clock) предлагает спортсменам отличную тренировку меткости. Игроки поражают сектор за сектором по порядку номеров. При попадании в неправильный сектор игрок отходит назад. Попадание в удвоение или утроение продвигает игрока на два или три сектора вперед соответственно. После прохождения круга игра завершается броском в Bullseye.

Залог точности — стабильная стойка. Распространенная ошибка — попытка наклониться вперед за линию броска, чтобы быть ближе к мишени. Вес тела при этом переносится на одну ногу, что явно не способствует стабильности. Кроме того, наклон вперед опускает плечо спортсмена, заставляя его бросать дротик вверх. Обладатели неправильной стойки часто жалуются на боли в спине и шее из-за того, что долго стоят на одной ножке.

В игре «Убийца» за игроком закрепляется его собственный сектор. Как правило, он выбирается «случайно», броском левой рукой (для правшей, конечно). Попадая в свой сектор, игрок набирает себе определенное количество жизней (4−6), после чего начинает поражать сектора противников с целью израсходовать все их жизни.

Господа присяжные

Сегодня, наблюдая за телевизионными трансляциями мировых первенств по дартсу, трудно усомниться в том, что результат в этом виде спорта зависит исключительно от мастерства, концентрации и тактики спортсменов. Однако такая уверенность существовала не всегда. В начале XX века в Англии действовал строгий закон, запрещающий делать ставки на азартные игры (в которых результат зависит от удачи) в местах, где посетителям предлагают алкогольные напитки. Некому Джиму Гарсайду, сделавшему ставку на дартс в таверне Адельфи, пришлось отвечать перед судом. Чтобы доказать суду, что дартс — это не азартная игра, а спорт, где результат зависит именно от уровня мастерства спортсмена, Гарсайд пригласил в качестве свидетеля местного чемпиона Уильяма Энакина. Энакин по прозвищу Bigfoot без промаха попадал в каждый сектор мишени, который называли судьи. Жрецам правосудия ничего не оставалось, как оправдать Джима Гарсайда и признать дартс спортом.

Благодарим компанию Harrows и «Дом английского спорта» за помощь в подготовке материала.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2007).
Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.