Наш журнал не раз писал о радиоуправляемых моделях автомобилей и самолетов. Но ни те ни другие не могут сравниться с моделями вертолетов по сложности конструкции и управления. В чем мы, собственно, и убедились…

Наследники Чкалова
Владимир Голубев готовится провести модель вертолета под импровизированным мостом, построенным из воздушных шариков
Чудеса миниатюризации. Механика автомата перекоса, используемого в миниатюрных моделях, зачастую сложнее, чем у настоящих винтокрылых машин
На T-Rex'е стоит самый что ни на есть взрослый автомат перекоса, даже посложнее, чем на полноразмерном вертолете Robinson
В T-Rex'е реализована классическая схема управления автоматом: одна машинка управляет наклоном чашки автомата перекоса вперед-назад, то есть тангажем, вторая — наклоном чашки из стороны в сторону, то есть креном, третья — общим шагом: поднимает и опускает чашку — вертолет идет вверх-вниз. Плюс еще одна машинка на задний винт
Принцип работы серволопаток ротора толком объяснить никто не может. Назначение у них двойное: стабилизация — «механический гироскоп», и усилитель, позволяющий использовать менее мощные сервомашинки
Пока Владимир демонстрирует чудеса пилотажа, мы изучаем конструкцию несущего винта

Почти два года назад мы рассказывали об электрических вертолетах. Вердикт был неутешительным — электровертолеты годились разве что для получения базовых навыков управления. Причем ни о какой существенной модернизации таких винтокрылых машин, как правило, речи, быть не могло: если игрушка понравилась — для развития требовалось покупать новый вертолет с новой электроникой и двигателем внутреннего сгорания. Но за прошедшее время ситуация изменилась — стремительный прогресс в области бесколлекторных электродвигателей и аккумуляторов привел к появлению на рынке моделей, напрямую соперничающих с вертолетами, оснащенными двигателями внутреннего сгорания. Мы взяли две самые свежие модели известной тайваньской компании — Align T-Rex 450 (диаметр несущего винта 700 мм) и хит этой осени Align T-Rex 600 с винтом диаметром 1350 (!) мм, — пригласили чемпиона Москвы по 3D-пилотажу на электровертолетах Владимира Голубева и отправились в Тушино.

Модели современных вертолетов по своей сложности не уступают полноразмерным родственникам, а часто и превосходят их. Например, на больших моделях практически всегда применяется двухлопастная схема с управляющими лопатками, чего не встретишь на настоящих вертолетах ценой дешевле $1,5 млн. Применяются на моделях также гироскопы, автопилоты и автоматы поддержания оборотов (гувернеры), что также встречается не на каждом большом вертолете.

Если вы хотите, чтобы вертолет летал не один-два раза, настоятельно рекомендуем покупать максимально большую модель, которую только можете себе позволить: чем больше модель, тем она устойчивее и проще в пилотировании. Управляться же с малюсенькими вертолетиками удается с трудом даже признанным профессионалам.

Как устроен электровертолет

Остановимся на новинке — Align T-Rex 600. В Москве вертолет в виде набора для самостоятельной сборки продается за 20 000 рублей. Правда, чтобы его купить, нужно звонить в магазин каждый день — партии расходятся в момент.

Основной элемент конструкции вертолета — рама. Чем она жестче и легче, тем лучше. Как правило, ее делают из пластика, усиленного металлическими элементами; более легкие и дорогие углепластиковые продаются опционально. У T-Rex 600 рама изначально карбоновая — большой плюс. Двигатели на таких вертолетах — современные бесколлекторные, причем каждый год появляются новые, все более легкие и мощные. Самые мистические детали — ротор и автомат перекоса, как раз и обеспечивающие вертолету способность двигаться в любом направлении.

Еще одно полезное устройство — электронный гироскоп, позволяющий автоматически удерживать курс вертолета. Ни сервомашинки, ни приемник, ни аккумуляторы, ни гироскоп, ни пульт управления в комплект поставки не входят. Все это поднимает стоимость готового вертолета почти до $1500. Вот она, цена входного билета в небо.

Летаем

Сначала мы хотели устроить некий аналог гонок Red Bull Air Race — полеты между надувными конусами. Оказалось, что так пролететь никто не может. Сами-то вертолеты могут, они более маневренные, чем их полноразмерные братья, — проблема в пилотах, стоящих на земле. Попасть в ворота даже опытный пилот может лишь при условии, что он стоит перпендикулярно плоскости ворот — как футболист, собирающийся бить пенальти. Если же стоять в створе, как при боковом ударе, такое попадание проблематично. Попробуйте ради интереса с точностью до пары метров определить дистанцию на 50-метровом удалении.

После этого мы решили устроить поединок между электрическим автомобилем-монстром и вертолетом. Увы, соревнования не получилось — вертолет летает в десятки раз быстрее. Поэтому ограничились «простым» высшим пилотажем, фигуры которого, кстати, и принесли Владимиру чемпионское звание. Наши вертолеты носились над Тушинским аэродромом, делая бочки и петли, зависали в сантиметрах от земли и тут же стремительно исчезали вдали. Выполнили даже самый эффективный трюк «газонокосилка», когда вертолет зависает в 10 см над землей вверх ногами. Комплекта аккумуляторов хватило минут на десять, вполне достаточно.

Итак, подводим итоги. За пару лет произошла настоящая революция — электрические вертолеты догнали своих бензиновых братьев. Никакой копоти и возни с горючим — успевай только менять аккумуляторы. Прямо-таки светлое экологическое будущее.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2006).