В наши дни термин «спойлер» чаще употребляется в культурном значении, чем в техническом, но мы поговорим именно о последнем.

Любители кино и литературы знают, что такое спойлер — это преждевременно раскрытая важная информация о сюжете произведения, которая портит всё удовольствие от него для тех, кто ещё только готовится посмотреть фильм или прочитать книгу. Для фанатов автомобилей спойлер означает в первую очередь элемент аэродинамики, но часто его путают с антикрылом и даже не всегда знают, для чего собственно нужен этот самый спойлер.

Спойлер представляет собой деталь (или комплекс деталей), основная задача которых — влиять на потоки воздуха, обтекающие автомобиль во время движения. Таким образом спойлер меняет аэродинамические характеристики кузова машины за счёт того, что «портит» (английское слов spoil — «портить» — и дало название элементу) естественный ход воздушного потока.

Для чего это делается. Чем быстрее может ехать автомобиль, тем сильнее на него влияет воздух. Потоки стремятся оторвать машину от дороги, образуя подъёмную силу — она нужна самолётам, задача которых подняться в воздух, но совершенно ни к чему автомобилям, которым, наоборот, нужно как можно лучшее сцепление с поверхностью. Чтобы добиться этого инженерам приходится искать возможности ухудшить течение потока воздуха так, чтобы он улучшил поведение автомобиля на дороге.

Porsche

С технической точки зрения спойлером можно считать несколько деталей — обтекатель в передней части кузова (часто его называют сплиттер — на фото выше сплиттер Porsche 911 GT2 RS Weissach Package (991)), боковые пороги и собственно сам спойлер, расположенный в задней части кузова. С виду детали эти незначительны, но играют очень важную роль.

Audi

Самой наглядной иллюстрацией важности спойлера стал спорткар Audi TT первого поколения. Автомобиль (на фото выше) получил очень яркий дизайн кузова и инженеры не стали портить его дополнительными аэродинамическими элементами, но вскоре выяснилось, что красота в прямом смысле требует жертв. На скорости свыше 180 км/ч в поворотах или просто при смене полосы движения TT теряла устойчивость, что приводило к серьёзной аварии. Череда инцидентов в том числе со смертельным исходом вынудила Audi отзывать уже проданные автомобили и вносить в них доработки — была перенастроена подвеска, добавлены некоторые электронные ассистенты, а на кузове появился спойлер. Он хоть и испортил чистоту линий, зато существенно улучшил стабильность машины на высокой скорости.

Porsche

Спойлер является неотъемлемой частью мощных и быстрых автомобилей. При этом он может отличаться по своей конструкции. Существуют стационарные и подвижные элементы (на фото выше — Porsche 911 Carrera S Cabriolet (992) с убранным спойлером), которые не портят чистоту линий и позволяют дизайнерам и инженерам достичь компромисса в вопросах эстетики и функциональности.

Porsche

Подвижный элемент активируется либо автоматически, когда автомобиль развивает достаточно высокую скорость, на которой уже требуется помощь спойлера, либо же деталь можно выдвинуть из кузова принудительно на любой скорости, нажав одну кнопку в салоне. Иллюстрации тому выше: на заглавном фото показан движущийся Porsche 911 Carrera S (992) с выдвинутым спойлером, а на фото выше — стоящий Porsche 911 Carrera 4S (992) с активированным элементом.

Porsche

При этом площадь спойлера зависит от характеристик автомобиля. Например, у 425-сильного дизельного лифтбека Porsche Panamera 4S diesel (971) (на фото выше) активный спойлер представляет собой относительно простой по конфигурации элемент, тогда как у 680-сильного Porsche Panamera Turbo S E-Hybrid (971) (на фото ниже) эта деталь имеет дополнительные выдвижные панели, увеличивающие площадь спойлера.

Porsche

Спойлер обычно располагается либо на кромке багажника (у заднемоторных автомобилей — на кромке капота), либо в продолжение линии крыши. Сделано это неспроста. Достаточно крутой наклон кузова в этих местах может приводить к разделению набегающего потока воздуха — он становится турбулентным, создавая зону низкого давления, увеличивая сопротивление и нестабильность воздуха. Спойлер позволяет увеличить давление воздуха, наращивая прижимную силу. Сплиттеры выполняет ту же функцию, но в отношении днища автомобиля.

Porsche

При этом на разных типах кузова спойлеры устанавливают по разному. На фото выше показаны два Porsche Panamera GTS с 460-сильным двигателем — у красного лифтбека конструктивно предусмотрен активный спойлер внизу заднего стекла, а у зелёного универсала Sport Turismo нет подвижного элемента, зато вместо него есть стационарный спойлер на линии крыши.

Porsche

Иногда приходится комбинировать два решения в одной машине. Например, 550-сильный купе-кроссовер Porsche Cayenne Turbo Coupe (на фото выше) имеет два спойлера — стационарный вверху заднего стекла и активный в нижней его части. Часто спойлер помимо основной функции выполняет и второстепенную, позволяя снизить уровень загрязнения стекла.

Porsche

Если говорить об антикрыле, то это тоже элемент аэродинамики, основная задача которого — генерировать прижимную силу, действующую на автомобиль в движении. Эта деталь имеет профиль, обратный крылу самолёта (ему как раз большую часть времени не нужна прижимная сила), и отличается от спойлера тем, что антикрыло всегда имеет зазор между своей плоскостью и плоскостью детали автомобиля, на которой оно установлено (на фото выше — Porsche 911 GT3 RS Weissach Package (991)). Спойлер же выполнен заодно с панелью багажника или вровень с линией крыши, не имея существенной разницы в высоте между собственной плоскостью и плоскостью кузова.

Porsche

Оба элемента выполняют схожую роль, снижая подъёмную (спойлер) и увеличивая прижимную (антикрыло) силу воздуха, действующую на автомобили в движении, но всё же детали (на фото выше — Porsche 911 GT2 RS (991) с антикрылом сзади и спойлером-сплиттером спереди) отличаются друг от друга как минимум по конструкции. Так что теперь вы их точно не перепутаете.

Хотите узнать, как собрать что угодно из чего угодно?
Полезные лайфхаки и забавные самоделки ждут вас!
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.