На атомном ледоколе «50 лет Победы» служат настоящие профессионалы своего дела, способные провести судно на Северный полюс когда угодно — днем и ночью, летом и зимой. Чтобы путешествие колоссальной машины в сложнейших климатических условиях было безопасным, им приходится в мельчайших нюансах учитывать все возможные факторы, которые могут оказать влияние на движение судна.
Пульт управления атомным ледоколом

Когда старший помощник капитана Руслан Сасов устроил мне небольшую экскурсию по капитанскому мостику, стало понятно, что в основе системы управления ледоколом лежит принцип дублирования информации. К примеру, бумажные судоходные карты, подготовленные старшим штурманом, обязательно проверяются электронным картографом, и наоборот.

«Отличный моряк — это тот, кто знает, как выйти из сложившейся крайне тяжелой навигационной ситуации, но никогда не допустит, чтобы судно в подобную ситуацию попало». Руслан Сасов, старший помощник капитана ледокола «50 лет Победы»

Визуальный контроль обстановки дублируется радиолокационной станцией. Сопоставляются данные глубины под килем, полученные с помощью эхолота, и положение судна на карте. Выполнение рулевым матросом команд «право руля» или «лево руля» контролируется самим капитаном или старшим помощником по аксиометру (указателю поворота руля). Переходя от одного прибора к другому на капитанском мостике «50 лет Победы», я не уставал удивляться поразительной гармоничности судна и отношению к нему команды: для них это не сложнейшая в техническом плане машина, а живое существо — личность со своим характером.

Рабочее место капитана занимает крайнее левое положение на мостике. С одной стороны, отсюда наилучшим образом просматривается обстановка вокруг судна через фронтальное и боковое окна. С другой стороны, капитан может обратиться к любому офицеру или матросу на мостике, не поворачивая головы.

1. Пульт управления электродвигателями, или, по старинке, машинный телеграф. Точно такой же располагается на посту рулевого матроса, слева от штурвала. На ледоколе три электродвигателя и три гребных винта. С помощью телеграфа можно задать передний или задний ход судна от самого малого (наименьшая скорость, при которой судно может управляться с помощью рулей) до наибольшей скорости (максимум, на что способна силовая установка). Обороты двигателей контролируются по указателям.

2. Аксиометр — указатель положения руля. По нему капитан контролирует выполнение рулевым матросом команды «право руля» или «лево руля».

3. Электронная картография наряду с бумажными картами предназначена для решения навигационных задач и определения местоположения судна. Помогает рассчитать время прибытия ледокола в конечный пункт следования и в промежуточные путевые точки.

4. Репитер (повторитель) эхолота и лага имеет два режима работы: репитер эхолота показывает глубину под килем ледокола, репитер лага — скорость судна по отношению к воде.

5. Радиолокационная станция необходима для отслеживания судов вне зоны визуального наблюдения. В ясную погоду зона видимости до линии горизонта составляет 12 миль, зона слежения станции при этих метеоусловиях — 24 мили. Система автоматической радиолокационной прокладки (САРП) в автоматическом режиме прокладывает курс и определяет оптимальную скорость ледокола.

6. Датчик тягового усилия лебедки применяется при буксировке судна вплотную — нос в корму, когда буксировочным тросом жестко скрепляются ледокол и буксируемое судно.

Штурман сидит на мостике вместе с остальными членами команды, однако он всегда может остаться наедине с картами и настольной лампой, отгородившись светонепроницаемыми шторами. Кроме классических линеек и циркулей ему помогает современное оборудование: два GPS-навигатора и автоматическая система идентификации судов в радиусе 30 миль (нижний ряд), репитеры лага и гирокомпаса, метеостанция (средний ряд), два эхолота с самописцем (верхний ряд).

Пост рулевого матроса находится прямо по центру, с прекрасным обзором носовой части судна. Над штурвалом располагается гирокомпас и полукруг аксиометра, над пультом управления — спутниковый компас и GPS, а справа — дублирующий машинный телеграф для управления двигательными установками.

Статья «Мозг Левиафана» опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2014).