РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пульт управления атомным ледоколом

На атомном ледоколе «50 лет Победы» служат настоящие профессионалы своего дела, способные провести судно на Северный полюс когда угодно – днем и ночью, летом и зимой. Чтобы путешествие колоссальной машины в сложнейших климатических условиях было безопасным, им приходится в мельчайших нюансах учитывать все возможные факторы, которые могут оказать влияние на движение судна.

Когда старший помощник капитана Руслан Сасов устроил мне небольшую экскурсию по капитанскому мостику, стало понятно, что в основе системы управления ледоколом лежит принцип дублирования информации. К примеру, бумажные судоходные карты, подготовленные старшим штурманом, обязательно проверяются электронным картографом, и наоборот.

«Отличный моряк — это тот, кто знает, как выйти из сложившейся крайне тяжелой навигационной ситуации, но никогда не допустит, чтобы судно в подобную ситуацию попало». Руслан Сасов, старший помощник капитана ледокола «50 лет Победы»

Визуальный контроль обстановки дублируется радиолокационной станцией. Сопоставляются данные глубины под килем, полученные с помощью эхолота, и положение судна на карте. Выполнение рулевым матросом команд «право руля» или «лево руля» контролируется самим капитаном или старшим помощником по аксиометру (указателю поворота руля). Переходя от одного прибора к другому на капитанском мостике «50 лет Победы», я не уставал удивляться поразительной гармоничности судна и отношению к нему команды: для них это не сложнейшая в техническом плане машина, а живое существо — личность со своим характером.

Рабочее место капитана занимает крайнее левое положение на мостике. С одной стороны, отсюда наилучшим образом просматривается обстановка вокруг судна через фронтальное и боковое окна. С другой стороны, капитан может обратиться к любому офицеру или матросу на мостике, не поворачивая головы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1. Пульт управления электродвигателями, или, по старинке, машинный телеграф. Точно такой же располагается на посту рулевого матроса, слева от штурвала. На ледоколе три электродвигателя и три гребных винта. С помощью телеграфа можно задать передний или задний ход судна от самого малого (наименьшая скорость, при которой судно может управляться с помощью рулей) до наибольшей скорости (максимум, на что способна силовая установка). Обороты двигателей контролируются по указателям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2. Аксиометр — указатель положения руля. По нему капитан контролирует выполнение рулевым матросом команды «право руля» или «лево руля».

3. Электронная картография наряду с бумажными картами предназначена для решения навигационных задач и определения местоположения судна. Помогает рассчитать время прибытия ледокола в конечный пункт следования и в промежуточные путевые точки.

4. Репитер (повторитель) эхолота и лага имеет два режима работы: репитер эхолота показывает глубину под килем ледокола, репитер лага — скорость судна по отношению к воде.

5. Радиолокационная станция необходима для отслеживания судов вне зоны визуального наблюдения. В ясную погоду зона видимости до линии горизонта составляет 12 миль, зона слежения станции при этих метеоусловиях — 24 мили. Система автоматической радиолокационной прокладки (САРП) в автоматическом режиме прокладывает курс и определяет оптимальную скорость ледокола.

6. Датчик тягового усилия лебедки применяется при буксировке судна вплотную — нос в корму, когда буксировочным тросом жестко скрепляются ледокол и буксируемое судно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Штурман сидит на мостике вместе с остальными членами команды, однако он всегда может остаться наедине с картами и настольной лампой, отгородившись светонепроницаемыми шторами. Кроме классических линеек и циркулей ему помогает современное оборудование: два GPS-навигатора и автоматическая система идентификации судов в радиусе 30 миль (нижний ряд), репитеры лага и гирокомпаса, метеостанция (средний ряд), два эхолота с самописцем (верхний ряд).

Пост рулевого матроса находится прямо по центру, с прекрасным обзором носовой части судна. Над штурвалом располагается гирокомпас и полукруг аксиометра, над пультом управления — спутниковый компас и GPS, а справа — дублирующий машинный телеграф для управления двигательными установками.

Загрузка статьи...