Десять лет назад, когда мы только начинали делать российскую версию Popular Mechanics, у нас появилась идея привезти на запуск журнала из США пару драгстеров, специальных американских автомобилей для гонок с места на четверть мили (402 м). Пригнать их ночью на смотровую площадку на Воробьевых горах и погонять с родными драгрейсерами. Но не удалось решить проблему с таможней. Через десять лет в редакции все-таки оказалась пара драгстеров, только в масштабе 1:8.

По соседству с настоящей гоночной «тачилой» наши драгстеры выглядели не менее боевыми. И на трассе они вели себя не хуже своих «старших» собратьев.
Прогревание резины перед стартом — неотъемлемая часть гонок. На холодных покрышках невозможно дать резкий старт.

Самое свежее заокеанское развлечение — гонки радиоуправляемых драгстеров. Причем каких! Traxxas Funny Car — Car of the Year 2012 по версии самого авторитетного журнала RC Car Action Magazine. Мой детский восторг можно простить: когда перед тобой стоит пара таких технологических красавцев, сдержать эмоции невозможно.

В новом творении лидера мирового радиоуправляемого автомобилестроения поражает внимание к деталям. Кузов поднимается, как на «взрослых» прототипах, обнажая внутренности, которые грех прятать под поликарбонатом. Скопировано все, что возможно, в том числе трубчатая рама. Обращает на себя внимание мощный энергогаситель, закрепленный под бампером на кузове. Но при закрытом корпусе он упирается непосредственно в раму, передавая на трубчатое шасси все усилия при ударе, а удары, не сомневайтесь, будут.

Далее следует передняя подвеска, и какая! Funny Car — единственная модель Traxxas с обратным ходом амортизаторов. Это удачное компоновочное решение, применяемое и на больших драгстерах, позволяет сильно сэкономить место. За подвеской расположена специальная маленькая сервомашинка — большая не помещается, да и не нужна: автомобиль движется по прямой и роль передних колес преимущественно подруливающая.

Вся силовая электроника на нашем драгстере поставляется известной американской фирмой Castle Creation, специализирующейся на модельной электронике, а также на контроллерах промышленных роботов. Регулятор обеспечивает поддержку высоковольтных элементов питания до 22V — чем выше напряжение, тем больше мощность, а она нам ой как понадобится.

Мощный силовой каркас, который в полноразмерном автомобиле защищает гонщика, в нашем случае оберегает литиевые аккумуляторы, которые при повреждении могут воспламениться, а то и взорваться.

Отдельная песня — трансмиссионный блок. Двигатель жестко закреплен на заднем мосту и имеет прямой привод на задние колеса через шестеренчатый дифференциал. Для предотвращения потери мощности двигатель объединен в единое целое с задним мостом — именно так строятся и настоящие драгстеры. Вся конструкция крепится к трубчатой раме через мощные амортизационные стойки. Но и это еще не всё! Для стабильности на высоких скоростях в модели применяется регулируемый стабилизатор поперечной устойчивости. Не каждый автомобиль, на котором вы ездите, может похвастать этим…

Кстати, Funny Car — это вам не забавные машинки, а один из самых популярных классов драгстеров по версии NHRA (National Hot Rod Association). По внешнему виду они напоминают наиболее известные автомобили соответствующего времени. Например, в 1970-х годах это были Chevrolet Vega или Plymouth Barracuda. В нашем случае — современный Ford Mustang, причем Traxxas делает официальные реплики, доступны четыре разных кузова легендарных американских рейсеров.

Надо сказать, что драгстеры похожи на реальные автомобили только обводами, на самом деле их корпус — всего лишь углепластиковая аэродинамическая оболочка, точь-в-точь как и на наших моделях. Под оболочкой «забавных автомобильчиков» скрываются плюющие огнем 8000-сильные двигатели, разгоняющие драгстеры до скорости 300 миль в час (483 км/ч) всего за четыре секунды. А под капотом наших мини-драгстеров стоят новейшие бесколлекторные электромоторы ET-2400 производства Castle Creation.

Мощность их не указана, но ее вполне хватает, чтобы при старте сделать сальто назад. Во избежание этого у автомобиля есть пятое, антиопрокидывающее регулируемое колесо. Как на реальных драгстерах, так и на моделях.

Для превращения гигантской мощности в движение по прямой служат уникальные задние колеса со специальными многослойными драгрейсинговыми шинами Goodyear. На шинах наших моделей не зря нанесен тот же логотип — это реальный гоночный сэндвич с твердой начинкой внутри и мягкой беспротекторной резиной снаружи. Кстати, у наших моделей есть даже специальный режим — «прогрев резины». Обалдеть!

Наперегонки

Гонщики в драгрейсинге соревнуются попарно, проигравший выбывает. Избежать споров с фальстартами и финишами помогает сверхполезный аксессуар Traxxas Drag Timing System DTS-1. Цифра «1» указывает, что это первая подобная система и никто ничего похожего не выпускал. Система состоит из стартовой и финишной башен, связанных между собой по радиоканалу. По бокам башен ставятся отражатели для лазерных лучей, выполняющих функции стартовых барьеров и финишных ленточек.

Самое простое, что делает стартовый комплекс, — выставляет машины на старт, дает стартовую отмашку и выдает результат. Но это только начало. Если установить на пульт управления драгстером iPhone (да, там есть держатель для него!), то вам открывается целый мир. На экран можно выводить разнообразную информацию, например скорость и статистику по заездам, организовывать соревнования в разных странах мира и делать еще массу всего. Но до этого у нас руки не дошли, потому что очень хотелось погонять.

DTS-1 готов, наши автомобили заехали на старт. Придерживая их за задний бампер, включаем режим прогрева шин. Вжик, и в воздухе реально запахло паленой резиной. Здорово! Выставляем машины на старт, включается обратный отсчет, и вот зеленый сигнал — старт!

Наши автомобили стремительно срываются со старта, но не добираются до финиша, а кувыркаются на асфальте. Ха, это непростое искусство — гонки по прямой, даже на радиоуправляемых драгстерах. Вырывая пульт друг у друга, мы гоняли до сумерек по прямой. И это волшебство многого стоит. Например, вдребезги разбитого драгстера.

Благодарим компанию Хобби Центр за предоставленные на тест модели и автодром Мячково за помощь в организации фотосъемки.

Статья «Жжем резину» опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2013).