В Советском Союзе пластмассовые модели для сборки были в дефиците, зато можно было подписаться на польский журнал «Малы моделяж» (в переводе — маленький моделист), в каждом выпуске которого печатались выкройки бумажных моделей самолетов, кораблей, бронетанковой, железнодорожной, ракетно-космической техники. В наше время бумажные модели не пользуются былой популярностью, и совершенно напрасно: ведь технологии их разработки шагнули далеко вперед.

Снисходительное отношение к моделям из бумаги — это, как правило, всего лишь плод заблуждения. Во‑первых, бумага — очень гибкий и универсальный материал, из которого можно создавать модели музейного качества. Вы бы удивились, узнав, сколько самолетов, танков и кораблей в музейных панорамах сражений сделано из бумаги.

Макет самолета скачать (часть 1) Макет самолета скачать (часть 2)

Во-вторых, технологии работы с бумагой при создании моделей очень близки к технологиям реального производства их прототипов. Бумага не слишком пластична — точно так же, как листовой металл или тем более фанера, которой обшивались самолеты 1930-х годов. Сравните детали выкройки с секциями обшивки реальных самолетов, и вы увидите, насколько они похожи.

С другой стороны, в некоторой минимальной пластичности бумаге не откажешь. Например, если протянуть бумажный лист под круглым карандашом, прижатым к столу, лист приобретет цилиндрическую форму. Точно такая же технология применяется в работе с металлом на производстве.

«Работа над любой моделью начинается со сбора информации, — рассказывает основатель студии CardKit Владимир Аверьянов, — собираются чертежи, рисунки, фотографии. В сложных случаях, когда работаешь над редкой исторической техникой, приходится покопаться в библиотеках, поездить по городам, походить по музеям. Этот подготовительный этап может длиться от пары месяцев до нескольких лет».

Далее пути разработчиков моделей разных времен расходятся. Моделист из прошлого, основываясь на чертежах, вырезал бы из дерева точную мастер-модель в заданном масштабе. Тщательно обклеив ее папье-маше, он принялся бы, руководствуясь своим опытом и интуицией, размечать на ней карандашом отдельные детали.

Можно принять во внимание и технологическое членение реального прототипа — ведь, как было сказано выше, бумага в уменьшенном масштабе ведет себя почти так же, как дерево или листовой металл. Закончив с разметкой, старый моделист вырезал бы каждую деталь, развернул ее на плоскости и получил выкройку.

Сегодня все делается по‑другому. По чертежам строится компьютерная 3D-модель. Именно на ней мастер изображает детали обшивки, линии надрезов, опознавательные знаки. Эта работа может занимать многие месяцы. А затем специальная программа разворачивает изображенные на модели детали на плоскости и помогает разместить их на листе. После этого модель готова к печати.

Специально для «Популярной механики» Владимир Аверьянов разработал бумажную модель самолета «Ла-5». Она проста и, с одной стороны, не требует от начинающего моделиста серьезных навыков сборки, с другой — может уместиться на двух журнальных страницах. Современные бумажные модели продаются в комплекте со всеми материалами (клей, картон, проволока), однако, чтобы собрать самолет прямо из журнала, вам придется кое-что раздобыть самим.

Статья «Модель со страниц журнала» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2013).