Ла-5: сборная модель-копия

В Советском Союзе пластмассовые модели для сборки были в дефиците, зато можно было подписаться на польский журнал «Малы моделяж» (в переводе – маленький моделист), в каждом выпуске которого печатались выкройки бумажных моделей самолетов, кораблей, бронетанковой, железнодорожной, ракетно-космической техники. В наше время бумажные модели не пользуются былой популярностью, и совершенно напрасно: ведь технологии их разработки шагнули далеко вперед.
Теги:
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Снисходительное отношение к моделям из бумаги — это, как правило, всего лишь плод заблуждения. Во-первых, бумага — очень гибкий и универсальный материал, из которого можно создавать модели музейного качества. Вы бы удивились, узнав, сколько самолетов, танков и кораблей в музейных панорамах сражений сделано из бумаги.

Во-вторых, технологии работы с бумагой при создании моделей очень близки к технологиям реального производства их прототипов. Бумага не слишком пластична — точно так же, как листовой металл или тем более фанера, которой обшивались самолеты 1930-х годов. Сравните детали выкройки с секциями обшивки реальных самолетов, и вы увидите, насколько они похожи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С другой стороны, в некоторой минимальной пластичности бумаге не откажешь. Например, если протянуть бумажный лист под круглым карандашом, прижатым к столу, лист приобретет цилиндрическую форму. Точно такая же технология применяется в работе с металлом на производстве.

«Работа над любой моделью начинается со сбора информации, — рассказывает основатель студии CardKit Владимир Аверьянов, — собираются чертежи, рисунки, фотографии. В сложных случаях, когда работаешь над редкой исторической техникой, приходится покопаться в библиотеках, поездить по городам, походить по музеям. Этот подготовительный этап может длиться от пары месяцев до нескольких лет».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Далее пути разработчиков моделей разных времен расходятся. Моделист из прошлого, основываясь на чертежах, вырезал бы из дерева точную мастер-модель в заданном масштабе. Тщательно обклеив ее папье-маше, он принялся бы, руководствуясь своим опытом и интуицией, размечать на ней карандашом отдельные детали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можно принять во внимание и технологическое членение реального прототипа — ведь, как было сказано выше, бумага в уменьшенном масштабе ведет себя почти так же, как дерево или листовой металл. Закончив с разметкой, старый моделист вырезал бы каждую деталь, развернул ее на плоскости и получил выкройку.

Сегодня все делается по-другому. По чертежам строится компьютерная 3D-модель. Именно на ней мастер изображает детали обшивки, линии надрезов, опознавательные знаки. Эта работа может занимать многие месяцы. А затем специальная программа разворачивает изображенные на модели детали на плоскости и помогает разместить их на листе. После этого модель готова к печати.

Специально для «TechInsider» Владимир Аверьянов разработал бумажную модель самолета «Ла-5». Она проста и, с одной стороны, не требует от начинающего моделиста серьезных навыков сборки, с другой — может уместиться на двух журнальных страницах. Современные бумажные модели продаются в комплекте со всеми материалами (клей, картон, проволока), однако, чтобы собрать самолет прямо из журнала, вам придется кое-что раздобыть самим.