Последний раз радиоуправляемые внедорожники резвились в нашей редакции в далеком 2004 году, когда японская компания Kyosho выпустила малогабаритное длинноходное шасси Mini-Z Overland, созданное специально для миниатюрных офисных джипов. Мини-монстры тут же заменили в нашем офисном гараже миниатюрные болиды «Формулы-1», на которых мы год гоняли вместо перекуров. Потому что кроме нарезания кругов они могли выполнять еще кучу трюков — вставать на задние колеса, прыгать на трамплинах, давить пустые алюминиевые банки. За прошедшие восемь лет все сильно изменилось.

В последнее время скейтпарки стали для моделистов такой же естественной средой обитания, как для скейтбордеров или велосипедистов. Набор исполняемых трюков такой же, как на скейтборде или BMX: прыжки, сальто, «грайнды» (скольжения по перилам и краям рамп). Трюки предполагают серьезные ударные нагрузки практически на все узлы автомобиля, поэтому пластичная и неломкая нейлоновая подвеска — наилучший вариант для агрессивного катания.
Traxxas E-Revo VXL доступны практически все автоспортивные дисциплины. Отрегулировав подвеску на максимальный клиренс, можно смело штурмовать суровое бездорожье и грязь. Напротив, зажав амортизаторы и опустив кузов (читай — центр тяжести) максимально низко, можно добиться филигранной управляемости для шоссейных гонок. На скользком покрытии E-Revo превращается в отличный снаряд для дрифтинга. Широкий выбор тюнинговых дифференциалов, в том числе повышенного трения, позволяет распределить крутящий момент между осями полноприводного шасси в любых пропорциях.
Прыжки и сальто — наиболее зрелищные трюки практически в любом виде экстремального спорта, даже в авиамодельном. Научившись приземляться на колеса, используя для управления машиной в воздухе реактивный момент колес, пилот осваивает бэкфлип — сальто назад на один или несколько оборотов. Вершина трюкового мастерства — фронтфлип, сальто с вращением вперед.

Если раньше электромоторы были слабой альтернативой двигателю внутреннего сгорания, то сейчас это почти стандарт, а ДВС у моделистов занимает примерно то же место, что и винил у любителей музыки. Сегодня царствуют мощные бесколлекторные двигатели, легкие и емкие аккумуляторы, цифровые сервомашинки и — совершенно новые бренды. Как школьники бредят айфонами и айпадами, так и моделисты — монстрами Traxxas. Сделано в Техасе!

А почему все-таки Traxxas? Что такого уникального сделала эта компания? «В первую очередь, их отличает полная влагозащита, — говорит главный технический специалист по Traxxas в России Андрей Топоров, — лужи, грязь, снег, все то, что для других моделей смерть, для Traxxas — нормальная среда обитания. Именно влагозащита — главный аргумент для 90% покупателей данной марки. На втором месте — реальная готовность модели к гонкам сразу после того, как вы достали ее из коробки. Требуется только несколько батареек для пульта управления». И это верно, первый раз у нас в редакции модель, для которой не понадобится совершать несколько дополнительных ходок в модельный магазин за зарядными устройствами, аккумуляторами, пультами управления и прочими аксессуарами.

Но это все за кадром. Главная рекламная фишка Traxxas — то, что это самые быстрые модели из коробки — от 50 до 160 км/ч в зависимости от комплектации. Наиболее динамичные версии разгоняются до сотни за 2,3 с. У нашей E-Revo VXL в базе максималка — 50. Но если заменить штатные NI-MH-аккумуляторы на литий-полимерные, то вы легко преодолеваете рубеж в 80 км/ч, а с дополнительной батареей сможете разогнаться до заветной сотни.

Мастер спорта, ведущий специалист Спортивной федерации автомобильного спорта России Илья Плахотник, которого мы пригласили протестировать наш Traxxas, видит в модели другие достоинства. «На этом E-Revo стоит уникальная подвеска, которая позволяет очень просто регулировать как дорожный просвет автомобиля, так и ход подвески, — говорит он. — При одних условиях у вас почти шоссейная модель, при других — серьезный грязевой краулер».

Это невероятно, но многорычажная подвеска нашего Traxxas E-Revo сложнее, чем подвеска моего автомобиля, на котором я езжу на работу. А горизонтальные амортизаторы, спрятанные в корпусе, — где я их видел? Точно, на коробке так и написано: «Вдохновленные «Формулой-1″"! Андрей Топоров говорит, что такое расположение, помимо дополнительной защиты, сильно упрощает обслуживание.

Возрастные категории

Надо сказать, что большинство Traxxas поставляются в двух масштабах — «взрослых» 1:10 (в нем наш E-Revo VXL стоит около 40 000 рублей) и, скажем так, «недетском» 1:16. Именно такой у нас — 15 000 рублей. С 2012 года Traxxas ставит на свои модели уникальную аппаратуру управления TQi, которая позволяет на лету получать телеметрию со встроенных датчиков оборотов, температуры двигателя, напряжения аккумуляторных батарей и прочих параметров модели. Информация выводится на iPhone, устанавливаемый в специальное гнездо на пульте управления. На старших моделях эта функция идет в базе, а на 1:16-моделях ее можно установить за 3000 рублей.

Отсутствие торчащих усов антенн для молодежи уже стандарт, а для меня все равно удивление. Современное цифровое радиоуправление на 2,4 ГГц использует встроенные антенны (как на сотовых телефонах) и гораздо более устойчиво на предмет помех и потери сигнала. И самое главное — никаких кварцев и согласования частот перед стартами! Взял и поехал.

«Для серьезных энтузиастов очень важна возможность тюнинга модели», — говорит Илья.

И тут для владельцев Traxxas открывается безбрежный океан как родных, так и сторонних аксессуаров, начиная от двигателей и колес и заканчивая самой экзотической телеметрией и деталями подвески». Кстати о последней. Несмотря на всю сложность, меня удивил материал, из которого она сделана, — нейлон. Я ожидал увидеть металл. «Нейлон, как ни странно, лучше, — объясняет Илья. — Он более гибкий и, следовательно, менее ломкий, что позволяет практически при тех же рабочих качествах выдерживать большие нагрузки и дольше служить». Но именно подвеска в первую очередь подвергается тюнингу, и именно нейлоновые детали владельцы меняют на алюминиевые аналоги.

Как говорит Андрей Топоров, дело не в улучшении рабочих качеств (модели Traxxas и так почти идеально сбалансированы), а исключительно во внешнем эффекте. Все как во взрослом мире. Нет, взрослый мир гораздо проще.

Статья «Счастливая взрослость» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2013).