Летящий в темноту

Первый состав из вагонов 81-760/761 начал курсировать по Калининской линии Московского метрополитена в апреле этого года. Самый современный, безопасный и надежный – последнее слово и гордость российского метростроения. Сложно ли управлять подобным поездом?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В народе новые вагоны называют «Ока», хотя сотрудники Метровагонмаша усмехаются: официального «лирического» названия у 760-го пока нет. Сами вагоны производят впечатление просторных: визуально места внутри значительно больше, чем в привычных 717-х. Однако 760-й, в отличие от вагонов типа «Русич», имеет классическую компоновку — четыре двери, две тележки, никаких сочленений; такая схема лучше отвечает требованиям безопасности. Пульт управления 760-го — аккуратный, удобный, снабженный множеством маркеров. Если стюардесса вряд ли сможет посадить самолет, то случайный пассажир может освоить базовые навыки экстренной остановки поезда за пару минут. При этом не стоит думать, что управлять поездом просто: хитростей и премудростей тут больше, чем в ином самолете...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1. Монитор видеонаблюдения. Желтые кнопки позволяют выбрать камеры, виды с которых будут выведены на монитор; обычно используют камеру («зеркало») заднего вида и симметричную ей на противоположном конце состава.

2. Монитор скорости позволяет видеть разрешенную, фактическую и рекомендуемую скорость на маршруте.

3. Комплекс кнопок в центральной части относится к обеспечению безопасности и предупреждению нештатных ситуаций. Здесь же находятся кнопки связи с ситуационным центром, передачи управления на противоположную кабину, включения обогрева стекол, блокировки колес при движении на подъем и т. д.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

4. Информатор позволяет следить за остановками, выбирать маршрут, а также включать записи, содержащие информацию об остановках и др. В базу данных заранее закладываются схемы маршрутов, путей, станций метрополитена.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

5. Диагностический монитор показывает, все ли двери закрыты, исправны ли тормоза и другие системы поезда, сообщает технические данные.

6. Два механических, оформленных «по старинке» циферблата будут работать даже при отказе всех систем, поскольку на них «завязана» безопасность движения. Это датчики давления в напорной и тормозной магистралях, а также в тормозном цилиндре.

7. Пульт резервного управления. Срываем пломбу с красной кнопки, включаем резерв: поезд будет медленно (не более 20 км/ч) двигаться по тоннелю до станции.

8. Контроллер машиниста. Основной орган управления. Т1, Т2, Т3 — интенсивность торможения, ХОД 1, 2, 3, 4 — интенсивность разгона. Выбег («нейтралка») — движение поезда по инерции. Машинист должен равномерно разгоняться, аккуратно тормозить и максимально экономить энергию, двигаясь на выбеге.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

9. Пульт «работы с пассажирами»: управление дверьми, включение записи или микрофона, звуковой сигнал, фары и «кнопки бдительности»: загорелась — нажми, подтвердив, что не спишь.

10. Правая панель пульта резервного управления. Пульт позволяет активировать вспомогательные тормоза, здесь же находится микрофон и различные блокировки, использующиеся во внештатных ситуациях. Некоторые системы состава продублированы в целях безопасности до трех раз!

11. Микрофон Штатной радиостанции. На нем расположены «кнопки быстрого доступа», позволяющие в одно нажатие связаться, например, с диспетчерской.

12. Архаичный эбонитовый кран управления пневматической тормозной системой в обычном режиме спрятан внутри пульта. Но в крайнем случае управлять составом можно и с его помощью. В старых вагонах он был основным элементом управления.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Боковой пульт управления

13. Наверху — динамики связи с пассажирами. Чуть ниже — пульт управления кондиционером кабины. К слову, в 760-х и новых «Русичах» кондиционером оборудован и салон, но в первых «Русичах», ходящих ныне по Филевской линии Московского метро, кондиционеров в салонах не было.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

14. Автоматическая система обнаружения и тушения пожара. Во всех отсеках поезда есть датчики температуры. Они «бьют тревогу», если температура поднимается выше установленного максимума или начинает расти с чрезмерной скоростью. Если внутренняя система пожаротушения не справляется, начинается эвакуация.

15. Пульт наборный многофункциональный относится к аппаратуре считывания номера поезда. Благодаря этому комплексу диспетчер может следить, где какой поезд находится в данный момент.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

16. Пульт управления радиостанцией. Радиосистема на основном пульте тоже к нему относится, но этот пульт имеет более широкий диапазон настроек и рассчитан на работу во внештатной ситуации.

Панель поездной защиты и вспомогательный пульт машиниста

17−18. Автоматические выключатели. С их помощью машинист включает общее питание, а также питание узлов и элементов управления и самого состава — освещение кабины, кондиционер салона, радиосвязь, системы управления, мониторы видеонаблюдения и т. д.

19. Включение питания от аккумуляторной батареи.

20. Пульт неоперативных органов управления: управление освещением кабины и салона, открытие торцевых дверей, отжатие токоприемников при необходимости. Два тумблера, защищенных красными колпачками, управляют стояночным тормозом и радиостанцией. Питание радиостанции в данном случае аварийное, от аккумулятора; закрытие колпачка автоматически его отключает.

21. Блокировка блока компьютера поездного управления — по сути, второй «общий» тумблер, управляющий режимом работы компьютерной системы управления.

За помощь в подготовке материала редакция выражает признательность ОАО «Метровагонмаш», а также ведущему инженеру-конструктору В.Н. Смирнову и инженеру-конструктору А.А. Тимофееву.