«Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не паяльником», — пожалуй, именно таким девизом руководствуются создатели всех электронных конструкторов, изобретая самые разные способы быстро соединять и разъединять электронные компоненты.

Конструктор рекомендован для детей от 8 лет, верхний потолок не указан
Большая молекула на фото представляет собой сигнальный маяк. Четыре светодиода ярких цветов мерцают с заданной периодичностью, им вторит звуковой сигнал. Подбирая и комбинируя конденсаторы, можно варьировать частоту мерцания в широких пределах

Разработчики конструктора «Моя большая электронная лаборатория», который выпускается под брендом Qiddycome, придумали весьма остроумный способ обойтись без печатных плат, проводов и инструментов. Они взяли за основу модную концепцию магнитного конструктора и вмонтировали в его «кирпичики» электронные компоненты. В результате набор получился гораздо более гибким и творческим, чем многие его конкуренты.

В отличие от конструкторов, в которых детали располагаются на плоском шасси, магнитная лаборатория дает ребенку возможность самостоятельно придумать, каким именно образом соединять компоненты схемы, причем в трехмерном пространстве. Инструкция рекомендует дополнить набор деталями из других магнитных конструкторов, чтобы, сохраняя топологию электронной схемы, строить более осмысленные конструкции — башни, маяки. Магниты облегчают эксперименты: можно за считаные секунды поставить конденсатор другой емкости или иное сопротивление, чтобы посмотреть, как поведет себя схема.

К сожалению, набор схем, которые предлагает построить инструкция, несколько огорчает. На транзисторах строятся лишь усилители управляющих сигналов, которые заставляют лампочки загораться по команде фоторезистора или микрофона. Набор не знакомит ребенка с такими понятиями, как колебательный контур или генератор звуковых колебаний. В перечень схем не вошел даже традиционный радиоприемник. Звонок из набора пищит сам по себе, просто при подаче питания. А когда речь заходит о мигающих светодиодах или прерывающихся звуках, в ход идут интегральные микросхемы, принципы работы которых скрыты от посторонних глаз.

В общем, на поверку набор оказался скорее не электронным, а электроконструктором. Его можно смело рекомендовать даже самым юным пользователям для первого знакомства с электричеством, развития пространственного мышления и инженерной смекалки.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2012).