Чтобы собрать все детали для строительства ракеты, нам даже не пришлось выходить из редакции.

Ракетная кухня Когда генеральный конструктор ракетной почты «ПМ-экспресс» поставил перед химиками задачу сделать двигатель для почтовой капсулы, первой идеей было изготовить карамельное топливо — «сплав» сахара и калийной селитры. Карамельные двигатели мощны и компактны, однако технология их изготовления требует принятия особых мер предосторожности. Поэтому мы решили ограничиться более простым вариантом — карамельной бумагой.
Жарим-парим Мы растворили 300 г селитры и 100 г сахара в 800 мл воды. При комнатной температуре такой раствор перенасыщен, поэтому для растворения компонентов его нужно нагреть. В качестве основы мы выбрали кухонные полотенца (можно использовать плохую — пористую — газетную бумагу), которые после пропитки горячим раствором слегка отжимали и раскладывали на полу, чтобы подсушить.
Стирка и глажка Еще влажные салфетки мы проглаживали утюгом. Эта операция не только ускоряет процесс, но и выполняет важную роль: при пропитке салфеток перенасыщенным раствором и высушивании кристаллы селитры выступают на поверхности бумаги, затрудняя горение. Горячий утюг позволяет пропитать бумагу расплавом селитры и сахара (учтите, что подошва утюга после этого, скорее всего, будет необратимо испорчена). Такая бумага горит намного быстрее, чем изготовленная обычным способом сушки. При сворачивании в рулон получается топливная шашка для двигателя, из этой же бумаги изготавливается и фитиль.
Минздрав предупреждает Мы знаем, вы все равно не послушаетесь, и все же: проводя эксперименты, начните с двигателя поменьше. Нашу первую ракету, набитую карамельной бумагой под завязку, на старте разорвало на запчасти, половину из которых мы так и не нашли.

Скажем честно: когда в редакции родилась идея ракетной почты, мы даже не предполагали, что подобные эксперименты всерьез проводились в 1930-е годы. Просто после экспериментов с «греческим огнем» («ПМ» №12'2011) у нас осталась пара пакетиков калийной селитры и несколько пар чешущихся рук. Каждый школьник знает, что классическая сфера применения случайно завалявшейся селитры — это ракетостроение. Однако запускать в воздух очередную картонную ракету нам показалось скучным, и мы решили заставить наш аппарат служить обществу.

Мы установили на асфальте под окном груз и привязали к нему конец веревки. Другой конец был привязан к небольшой металлической штанге, с помощью струбцины закрепленной прямо за нашим окном. Учитывая небольшой наклон веревки, общий путь составил около 20 м. Те, кто когда-либо строил подобные модели, знают, что для карамельной ракеты это сущая ерунда.

Особенность нашей ракеты заключается в наличии грузового корпуса из двух верхних половинок от полулитровых пластиковых бутылок. Ее конструкция понятна из иллюстрации. Двигатель намертво приклеен к нижней половине корпуса, а вот верхняя половина сделана съемной. Верхний заглушенный конец двигателя (клей, крышка от газировки) плотно входит в головной обтекатель, сделанный из колпачка от дезодоранта. Бутылки обрезаны так, чтобы нижняя часть плотно входила в верхнюю, образуя жесткую конструкцию.

Согласно традиции, архитектор, построивший мост, должен стоять под ним во время проезда первого поезда. Наши конструкторы положили в первый экземпляр с большущим мотором по сто рублей — и стали слегка беднее. К счастью, хрупкость ракеты компенсируется простотой ее изготовления. А мы усвоили важное правило: по Сеньке и шапка, а по ракете — и двигатель.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2012).