Чтобы собрать все детали для строительства ракеты, нам даже не пришлось выходить из редакции.
Ракетная почта: досуг

Скажем честно: когда в редакции родилась идея ракетной почты, мы даже не предполагали, что подобные эксперименты всерьез проводились в 1930-е годы. Просто после экспериментов с «греческим огнем» («ПМ» №12'2011) у нас осталась пара пакетиков калийной селитры и несколько пар чешущихся рук. Каждый школьник знает, что классическая сфера применения случайно завалявшейся селитры — это ракетостроение. Однако запускать в воздух очередную картонную ракету нам показалось скучным, и мы решили заставить наш аппарат служить обществу.


Пневмопочта отдыхает

В 1930-е годы ракетная почта считалась перспективной. В ряде стран разрабатывались компактные ракеты, дело доходило до выпуска специальных марок и штемпелей. В 1935 году ракетную почту пытались «запустить» в австралийском Квинсленде. Но первая ракета, «Зодиак», отклонилась от траектории, загорелась и упала в реку Брисбейн в 30 метрах от берега, погубив порядка 500 писем и открыток. Годом позже провели запуск доработанной ракеты «Орион», но закончился он точно так же. Опытные пуски почтовых ракет (все — неудачные) проводились в 1935−36 годах в Бельгии, Сиккиме (Индия), Голландии, Германии и других государствах. Более или менее удачным был американский опыт: 23 февраля 1936 года ракета из Нью-Йорка доставила груз в Нью-Джерси, но продолжения инициатива изобретателя Вилли Лея не получила. Также было совершено несколько успешных запусков из Техаса в город Рейноса (Мексика) — пункта назначения достигли более 1000 писем, хотя удались не все пуски. Последним знаменитым опытом стала кубинская ракетная почта 1939 года — единственная, получившая статус официальной, будучи неопробованной. Несмотря на обширную рекламу, надежды и выпуски марок, ракета, запущенная из Гаваны, пролетела ровно 10 метров и упала.


Мы установили на асфальте под окном груз и привязали к нему конец веревки. Другой конец был привязан к небольшой металлической штанге, с помощью струбцины закрепленной прямо за нашим окном. Учитывая небольшой наклон веревки, общий путь составил около 20 м. Те, кто когда-либо строил подобные модели, знают, что для карамельной ракеты это сущая ерунда.

В состав конструкции входит крышка от газировки с отверстием, часть пластиковой бутылки, картонный рулон от пищевой пленки, направляющие трубки из капельницы, картонный стабилизатор и колпачок от дезодоранта.

Особенность нашей ракеты заключается в наличии грузового корпуса из двух верхних половинок от полулитровых пластиковых бутылок. Ее конструкция понятна из иллюстрации. Двигатель намертво приклеен к нижней половине корпуса, а вот верхняя половина сделана съемной. Верхний заглушенный конец двигателя (клей, крышка от газировки) плотно входит в головной обтекатель, сделанный из колпачка от дезодоранта. Бутылки обрезаны так, чтобы нижняя часть плотно входила в верхнюю, образуя жесткую конструкцию.

Согласно традиции, архитектор, построивший мост, должен стоять под ним во время проезда первого поезда. Наши конструкторы положили в первый экземпляр с большущим мотором по сто рублей — и стали слегка беднее. К счастью, хрупкость ракеты компенсируется простотой ее изготовления. А мы усвоили важное правило: по Сеньке и шапка, а по ракете — и двигатель.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2012).