Старая поговорка гласит: «Блюз — это когда хорошему человеку плохо».

Играем под фанеру Ящик склеивается из плотной 12-миллиметровой фанеры. Для тапы лучше подойдет тонкая фанера толщиной 4 мм. Чем больше слоев в фанерном листе, тем лучше он звучит.

Иногда ему настолько плохо, что он просто не может купить себе гитару. К счастью, это вовсе не обязательно для того, чтобы играть музыку. Ритм можно отбивать хоть на собственном животе. А чтобы сделать инструмент, способный играть ноты, достаточно попросить пару нехитрых деталей у сердобольного дворника. Старое жестяное ведро, черенок от лопаты, консервная банка, пивная бутылка и вантуз знают о жизни гораздо больше, чем лакированные деревяшки из музыкального магазина. В их хриплых голосах больше правды, больше блюза.

Если серьезно, инструменты, которые мы предлагаем построить, несмотря на свою простоту, давно стали блюзовой классикой. Они очень популярны в Америке, и их названия нелегко перевести на русский язык. Первый — Washtub Bass, бас из стирального таза.

Второй имеет африканские корни, и имя у него похитрее: Diddley Bow. Bow переводится как «лук» (тот, из которого стреляют), а Diddley — что-то вроде «построенный на коленке».

Оба инструмента можно увидеть на сцене и в студии, на них играют звезды. К примеру, самым искусным повелителем таза всех времен и народов считается герой 1960-х Фритц Ричмонд, а на Diddley Bow зажигает ныне здравствующий и безумно популярный Seasick Steve. Прочувствуйте масштаб: в группе Стива сегодня играет сам Джон Пол Джонс из Led Zeppelin.

Нет ничего проще, чем изготовить Washtub Bass. Большой жестяной таз — идеальный резонатор для этого инструмента. Однако в наше время и в наших широтах проще найти жестяное ведро, которое тоже неплохо справится с работой. Чем больше емкость, тем лучше будет звук. Кроме ведра понадобятся винт-кольцо и гайка к нему, черенок от лопаты, бельевая веревка, зажим для троса и вантуз.

Снимите с ведра ручку и отогните ее крепления так, чтобы ведро можно было поставить на пол вверх дном. Просверлите в центре дна отверстие и прикрутите винт-кольцо. Рекомендуем использовать пару пружинных шайб: в любом разболтанном соединении будет теряться звук. Привяжите один конец веревки к кольцу.

Посередине одного из торцов черенка от лопаты сделайте поперечный распил глубиной в 0,5 см. Он встанет на ободок перевернутого ведра, надежно закрепив черенок. На расстоянии 120 см от торца просверлите в черенке отверстие. Проденьте в него второй конец веревки и закрепите ее с другой стороны зажимом. Зажим позволит регулировать натяжение веревки, настраивая высоту тона. Теперь настала очередь вантуза. Снимите резинку с черенка, сделайте в ней надрез и наденьте на край ведра. Так звук сможет выходить из-под резонатора, чтобы радовать слушателей.

Играют на басу щипками, поставив ногу на ведро. Наклоняя черенок в ту или иную сторону, музыкант меняет высоту тона. Профессионал может сыграть на таком инструменте все что угодно, хоть «Полет шмеля».

Diddley Bow в оригинале имеет одну струну, но мы решили сделать двухструнный инструмент, чтобы играть на нем рок-риффы аккордами. Для изготовления инструмента понадобится доска длиной 90 см, жесткий металлический уголок, открытая консервная банка, четыре шурупа-кольца, пара винтов и пивная бутылка. Также потребуются две гитарные струны: «соль» и «ре». В это трудно поверить, но шурупы-кольца отлично выполняют функции колков. Наш инструмент способен неделями держать безупречный строй. Ну или почти безупречный.

Гладкая стеклянная бутылка играет роль порожка. В качестве упоров для нее также используются шурупы-кольца. Расстояние между серединой бутылки и вертикальной частью уголка должно равняться примерно 65 см — классическая гитарная мензура. К уголку привинчивается консервная банка (наш «динамик»), в этих же винтах зажимаются струны.

Играют на Diddley Bow медиатором и слайдом. Хотя, конечно, инструмент, собранный в буквальном смысле из мусора, требует не магазинного слайда, а классического бутылочного горлышка.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2012).