Красота нерукотворная: cъемка

Красота нерукотворная: cъемка

Чтобы узнать, как сочетать с природными достопримечательностями то, что создано инженерами, «Популярной механике» пришлось отправиться в Армению, где компания Mazda организовала мастер-класс по фотосъемке своих автомобилей.

Листая брошюру с красочными фотографиями автомобилей, сверкающих лакированными боками на фоне экзотических пейзажей, многие посчитают эти иллюстрации фотомонтажом. О том, как снимают такие фотографии, с читателями «Популярной механики» поделился один из самых известных российских автомобильных фотографов Сергей Крестов.

Натура против «фотошопа»

Нужно ли при наличии мощного компьютера вообще ехать куда-нибудь, для того чтобы снимать машины? Ведь возможности современных программ для обработки фотографий поражают воображение. «Вставить фото машины можно в любой пейзаж, хоть в марсианский, — говорит Сергей Крестов. — Но человеческий глаз сразу увидит потерю натуральности, хотя зачастую сложно сформулировать какие-либо объективные признаки этого. Нельзя ведь просто вырезать автомобиль из одного снимка и переставить в другой. Должны совпасть направления света, а это означает, что один из кадров придется специально снимать по образцу второго. Такой монтаж — далеко не массовый продукт, можно сделать один-два снимка, но при этом все равно существует шанс, что они будут выглядеть ненатурально. Ведь помимо направления падения света и теней машина еще отражает пейзаж, и вставить в борт нужное отражение достаточно сложно. Так что если нужно получить пару десятков качественных фотографий автомобиля, то порой проще, быстрее и дешевле объехать целую страну. Впрочем, это вовсе не означает, что полученные фотографии не нужно обрабатывать — обычно обработка занимает даже больше времени, чем съемка. Но кое-что лучше делать именно во время съемки — например, убрать мусор из кадра проще руками, чем потом в Photoshop».

Глядя на автомобиль в рекламной брошюре, мужественно пробивающийся сквозь пелену дождя, знайте — вас слегка обманывают. Кадры с дождем снимаются вполне ясным днем, а вода с неба льется благодаря специальной дождевальной машине, имитирующей буйство стихии. В настоящий дождь таких красивых кадров получить не удастся.

Где снимать

Внедорожник на фоне бездорожья или спорткар на гоночном треке смотрятся здорово, но вообще пейзаж может быть почти любым. «Очень выгодно снимать в горах, — объясняет Сергей. — Там нет выделенной линии горизонта, что дает большую гибкость при выборе композиции. Наше воображение при виде горного серпантина наделяет автомобиль спортивностью, эмоциональностью… а автотрейлер, который привез автомобиль на точку съемки, остается за кадром. Впрочем, можно сыграть и на контрастах. Скажем, недавно мы снимали пресс-кит концепт-кара Mazda Kazamai — машины очень футуристического вида, с плавными обводами кузова. Долго думали, что может быть фоном для этой машины, и в итоге выбрали для съемки территорию завода ЗиЛ — с обилием ржавых индустриальных конструкций и прямыми линиями».

Однако даже очень выгодный пейзаж может не подойти. Сложно придумать лучший фон, чем, скажем, монастырь Татев в Армении. Но… там всего одна подходящая для съемки площадка, и только один ракурс с единственной точки съемки. Фотографы предпочитают более «многоплановые» места. В той же Армении команда Сергея Крестова осмотрела около тридцати различных мест, но подходящими для съемки оказались только пять из них.

Кроме фотокамеры с набором объективов, для съемки на фоне экзотического (или не очень) пейзажа понадобятся пара студийных импульсных источников света с аккумуляторами и стойками, а также радиосинхронизаторы. А чтобы автомобиль на снимке выглядел хорошо — вода и моющие средства для кузова и шин.

Свет и цвет

В отличие от портретов, машины лучше снимать при контровом солнечном освещении — тогда, как говорит Сергей, «у машины появляется объем, а пейзаж выглядит рельефнее». Контровое освещение позволяет «пролить свет» на то, что сложно осветить другими способами, — капот и крышу. А затененные борта подсвечиваются студийным импульсным светом (тоже контровым, скользящим) — лампами-вспышками, срабатывающими по сигналу радиосинхронизатора.

Лучшие условия для фотографов — когда солнце находится низко над горизонтом, то есть утром и вечером (исключение составляют глубокие ущелья, где лучше снимать ближе к полудню, когда солнечный свет падает вертикально, проявляя рельеф скальных стен). В теплом свете закатного солнца получаются уникальные фотографии, одну из которых можно увидеть в качестве иллюстрации к данной статье. А после заката наступает «режим»: общий контраст снижается, а рассеянный свет от неба дает возможность снимать вообще без всякого дополнительного освещения. Поскольку выдержки при этом достаточно длительные (секунда и более), съемку обязательно нужно вести со штатива.

Сложности со съемкой чаще всего связаны либо с властями (скажем, в Москве во многих местах требуется специальное разрешение), либо с погодой. Изменение погоды способно нарушить планы съемки, а некрасивые пятна от дождя на асфальте — испортить впечатление от хорошего пейзажа. Нередки случай, когда сильный ветер опрокидывает стойки со световыми приборами и штативы с фотокамерами, а иногда представляет опасность для людей с отражателями, имеющими большую парусность.

Выбор цвета машины для автолюбителя — дело вкуса, но для фотографов это важный технологический момент. Трудоемкость съемки машин различной окраски может отличаться в разы. Легче всего снимать машины светлых тонов, при этом неметаллик можно освещать более прямым светом, а металлик — более скользящим. Больше всего проблем доставляет глянцевый черный цвет, его очень трудно осветить без создания паразитных бликов (модный ныне матовый черный бликов не дает и потому относительно несложен для съемки). Определенные проблемы создает и отражение в бортах машины окружающих предметов: стоек со светом, помощников фотографа и других некрасивых элементов пейзажа. А чтобы «было красиво», лучше всего отразить в глянцевых боках машины что-нибудь равномерное и горизонтальное — например, длинные вытянутые линии берега.

Машины ярких цветов оттягивают на себя внимание, и чтобы уравновесить это, лучше снимать общие планы. А на «серой» машине, наоборот, нужно сделать акцент, чтобы выделить ее из окружающей обстановки.

Поехали!

Для съемки движущихся автомобилей используются три основных метода. Первый — съемка с проводкой, когда фотограф поворачивает объектив камеры синхронно с движением снимаемого автомобиля, смазывая фон. Это эффективная методика, но такие фото «в профиль» довольно однотипны. Сделать снимок с проводкой в «три четверти» так, чтобы весь автомобиль получился на снимке резким, довольно сложно: из-за разницы в угловых скоростях передней и задней частей одна из них обязательно будет нерезкой. Избежать этого эффекта можно, если отойти подальше, но при этом нужен телеобъектив с фокусным расстоянием не менее 300−400 мм.

Второй способ — съемка на ходу из другой машины, или car-by-car. Такая съемка обеспечивает «эффект присутствия», но более сложна и иногда даже опасна: часто фотограф снимает из багажника впередиидущей машины, которая к тому же едет по встречной полосе. Такой подход требует высокого профессионализма водителей обеих машин и постоянной радиосвязи между ними. Этот метод также требователен к качеству дорожного покрытия — для «размывания» фона желательно использовать более длинные выдержки, а на «тряской» дороге при этом будет «размываться» и снимаемый автомобиль.

Третий способ — съемка с помощью рига, длинной жесткой (обычно ферменной) конструкции, которая крепится к машине сверху или снизу с помощью присосок или магнитов. На вынесенном конце рига установлена камера с дистанционным управлением. При движении камера неподвижна относительно объекта съемки, поэтому на снимке автомобиль будет резким, а фон смажется (саму конструкцию потом «затирают» в программе обработки). Это очень гибкий метод, поскольку движение может быть очень медленным — со скоростью пешехода, причем чаще всего машину во избежание лишних вибраций даже не заводят, а буксируют вручную с помощью троса. Низкая скорость дает еще одно важное преимущество — идущий рядом помощник может подсветить затененный борт машины отражателем или студийным светом. Кроме того, машина может ехать как вперед, так и назад — «смазывание» фона при этом абсолютно идентично. Так что, медленно скатывая машину назад под горку, можно получить абсолютно правдоподобный снимок, на котором автомобиль стремительно поднимается по горной дороге. Можно также довольно гибко выбирать ракурс — это единственный способ, который, например, позволяет снимать движущийся автомобиль со стороны обрыва. Поскольку машина едет медленно, съемка с ригом требует длинных выдержек, поэтому в яркий солнечный день в обязательном порядке понадобится использовать нейтральный фильтр.

Однако есть у этого способа и серьезные минусы: он трудоемкий и требует много времени для подготовки. На один хороший кадр можно потратить час и более, в то время как с помощью других методов за это же время можно получить десятки качественных кадров. Кроме того, если риг недостаточно хорошо закреплен, существует риск повредить фотокамеру или автомобиль (риги с абсолютно надежными креплениями стоят очень дорого — до 50000 евро).

Антибогема

Но главное в автомобильной съемке, как считает Сергей Крестов, — тщательное планирование процесса: «Во-первых, это подбор хороших площадок, где можно сделать много разноплановых кадров с минимальными перемещениями машины. И дело вовсе не в экономии бензина — при любой, даже очень короткой поездке, машина покрывается пылью, и ее приходится мыть, а это трата времени. Во‑вторых, нужно четко представлять логистику съемки — где снимать утром, где днем, где вечером. И на каждый случай иметь запасные варианты, ведь погода иногда преподносит неприятные сюрпризы. Если ты плохо рассчитал и на закате, вместо того, чтобы использовать самые ценные минуты съемки, еще едешь или моешь машину — это невосполнимая потеря времени. Чтобы исключить подобные ситуации, автомобильные фотографы должны быть «антибогемой» — вставать до рассвета, ложиться после заката, жить в походных условиях ближе к точкам съемки, придерживаться строгого графика — никаких «проспал» или «забыл»! Съемку зачастую невозможно спланировать заранее, поэтому нужно видеть ситуацию по‑шахматному — на несколько ходов вперед».

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2011).
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.