Пульт управления современным скоростным поездом похож на офис: стол, компьютер, удобное кресло, телефон. В паровозе будка машиниста больше напоминает баню или котельную: деревянные стенки, небольшие окошки, горячие трубы и россыпь кранов загадочного назначения

Советский «Прери» Паровоз Су, название которого расшифровывается как «Сормовский усиленный», выпускался с 1924 по 1951 год и стал самым массовым советским пассажирским паровозом. Он получил прозвище «Советский Прери», потому что в Америке «Прери» называли паровозы с колесной формулой 1−3-1: с одной бегунковой (направляющей) осью, тремя ведущими осями в  одной жесткой раме и одной поддерживающей осью. Экземпляр, который мы снимали, недавно отреставрирован и экспонируется в Музее железнодорожного транспорта Московской железной дороги на Рижском вокзале.

1. Регулятор для машиниста — то же самое, что педаль газа для водителя. С его помощью машинист задает количество пара, подаваемого в цилиндры.

2. Инжекторы В процессе работы паровоз расходует пар, поэтому в котел необходимо добавлять воду, запас которой паровоз везет в тендере. Однако высокое давление в котле не позволяет просто долить в него воды. Для этого существуют питающие устрой­ства, напоминающие по принципу работы пульверизатор. С помощью рычага машинист направляет в инжектор отработавший пар. В корпусе устройства создается разрежение, благодаря которому вода из тендера подается в котел. Прежде чем подать в котел воду, машинист должен открыть запорный клапан инжектора.

3. Реверс. Прежде чем попасть в цилиндр, пар проходит через золотниковый парораспределительный механизм, поочередно открывающий впускные и выпускные отверстия по разные стороны поршня. Золотник связан с колесами через кулисный механизм. С помощью винта реверса можно менять геометрию кулисного механизма, очередность и время открытия впускных и выпускных отверстий. Так выбирается передний или задний ход и экономно расходуется пар.

4. Пароразборная колонка распределяет пар на различные вспомогательные устройства: инжекторы (их всегда два на случай поломки), сифон (устройство для создания искусственной тяги в топке во время стоянки), электрический турбогенератор, питающий лобовой прожектор, рацию и лампы для освещения колес и будки в ночное время.

5. Указатель уровня воды дублируется тремя водопробными кранами, расположенными на разных уровнях. При открытии кранов вода попадает в дренажный лоток и выводится из будки машиниста.

6. Скоростемер — маршрутный компьютер паровой эры. Прибор показывает машинисту скорость, расстояние, пройденное за сутки, за рейс и за весь срок эксплуатации паровоза, точное время, а также записывает на диаграммную ленту скорость движения, продолжительность пробега и остановок, направление движения и режим торможения. Участок диаграммной ленты виден через смотровое окно. На время рейса прибор запирают и пломбируют.

7. Тормоза у паровоза пневматические. Паровоздушный насос накачивает сжатый воздух в резервуар, откуда он затем подается в тормозные цилиндры по первому требованию.

8. Привод песочницы — резервуара с песком, расположенного на котле. По команде машиниста песок по специальным трубам подается прямо под ведущие колеса. Это бывает необходимо для увеличения силы тяги при трогании с места, на подъемах, в мокрую погоду, когда колеса могут забуксовать. Механизм подачи песка пневматический.

9. Дверца топки всегда должна быть закрыта во избежание потерь тепла. Исключение составляют лишь те моменты, когда в топку подбрасывается свежая порция угля. Кочегар подает уголь из тендера в специальный лоток между тендером и будкой машиниста, и уже из лотка помощник машиниста бросает топливо в огонь.

10. Паровой свисток Важнейший сигнальный прибор, в случае неисправности которого эксплуатация паровоза запрещается. На паровозе Су установлен мощный многотоновый свисток.

11. Паровой манометр указывает давление пара в котле. Манометры справа измеряют давление воздуха в тормозных магистралях.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2011).