Audi R18 TDI — необычный спортпрототип. У него дизельный мотор вместо бензинового, шесть цилиндров вместо восьми, и, как его дизельные предшественники, он вновь победил в гонке 24 Ле-Мана в этом году. Мы решили разобраться, как работается пилоту в этом совершенном спортивном автомобиле.
24 часа дизеля: Ле-Ман

1. Тумблер кондиционера имеет положения off, on и auto. Возможность поддерживать желаемую температуру воздуха — неоспоримое преимущество закрытой кабины. Воздуховод кондиционера направлен прямо на пилота. Выше располагается тумблер включения стеклоочистителей, а ниже — выключатель обогрева ветрового стекла.

2. Главный выключатель массы имеет те же положения, что и на обычном автомобиле. Первый щелчок включает основные электрические цепи, второй — зажигание. Рядом находится тумблер стартера.

3. Желтая кнопка справа отвечает за включение задней передачи, точно такая же зеленая включает нейтраль. Эти кнопки не дублируются на руле, так как во время гонки задняя и нейтральная передачи не нужны.

Рулевое колесо современного спортпрототипа очень сильно напоминает многофункциональный руль Формулы-1. Центральное место на нем занимает дисплей, на который пилот может вывести самую разнообразную информацию о техническом состоянии автомобиля. Это могут быть температура и давление рабочих жидкостей в важнейших узлах (двигатель, коробка передач, дифференциал), режимы работы мотора и трансмиссии и даже скорости вращения колес, по которым пилот может самостоятельно диагностировать медленный прокол покрышки. Нажимая на соответствующие кнопки, пилот может сместить баланс тормозов вперед или назад, выбрать более мягкие или, напротив, жесткие настройки антипробуксовочной системы, связаться с товарищами по команде. Наконец, с помощью регуляторов на руле гонщик выбирает карты работы двигателя, выбирая необходимый в данный момент баланс между мощностью, надежностью и расходом топлива.

4. По регламенту автомобиль должен оснащаться указателями поворота. В основном они используются лишь при обгоне круговых, поэтому за их включение отвечает неприметный тумблер на панели управления.

5. Кнопка активации системы пожаротушения скрыта прозрачным защитным колпачком.

6. В темное время суток пилоты всегда едут с включенным дальним светом. Ближний включается днем в целях экономии энергии. Audi R18 TDI — первый спортпрототип с полностью светодиодной головной оптикой. Кнопка Dimmer позволяет временно выключить фары.

Автомобиль R18 TDI стал первым с 1999 года прототипом Audi с закрытым кокпитом. Преимуществом открытых автомобилей ранее считалась быстрая смена пилотов, однако новые правила сделали пит-стопы более длинными, и этот фактор перестал играть решающую роль. Закрытый кокпит дает инженерам карт-бланш в плане аэродинамики и повышает комфорт пилотов: они защищены от непогоды и могут пользоваться кондиционером. А двери типа «крыло чайки» способствуют скорейшей посадке и высадке.

7. Задний противотуманный фонарь на светодиодах включается только в сильный дождь или туман по команде маршалов. Будучи включенным при нормальной видимости, он ослепляет идущих позади гонщиков.

8. Пилот может выбирать необходимый режим работы масляного насоса. Во время интенсивных атак двигатель работает на максимальных оборотах, и во избежание масляного голодания ему требуется повышенное давление в системе смазки. В более спокойных режимах движения помпа работает менее интенсивно в целях экономии топлива и мощности двигателя.

Правила 2011 года требуют оснащать автомобили так называемым «акульим плавником» — большой продольной аэродинамической поверхностью, призванной стабилизировать автомобиль на высоких скоростях. Инженеры Audi интегрировали плавник в силовую структуру кузова таким образом, чтобы он придал автомобилю дополнительную жесткость. Специалисты Audi гордятся карбоновым монококом R18 TDI, который представляет собой единую деталь.

9. Гонщик может на ходу изменять настройки коробки передач. Это всегда компромисс между скоростью переключения, плавностью изменения тяги и надежностью. В отличие от предыдущих моделей с гидравлическим управлением коробкой передач, в R18 узел полностью электрический. Пилот может менять и настройку ограничителя максимальных оборотов двигателя в соответствии с выбранной тактикой

10. Чтобы зрители могли в полной мере наслаждаться гонками, в автомобилях устанавливаются видеокамеры, которые снимают как самого пилота, так и трассу «его глазами».

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2011).