Настоящему художнику не нужны ни освещение, ни время, ни краски. Он может создать шедевр за считаные секунды в абсолютной темноте, и этот шедевр станет произведением искусства — как «Танец» Матисса или «купальщицы» Пикассо. Художник будет рисовать светом, и горящие контуры перенесут всем известный сюжет в новую плоскость…

Фризлайт (англ. freezelight) — фотосъемка на длинной выдержке, ключевой особенностью которой является создание осмысленных образов и абстракций при помощи различных источников света. Важное условие — отсутствие компьютерной обработки снимка. Такое определение фигурирует в Сети. Но термин «фризлайт» пришел вовсе не из-за границы. Его придумали три года назад основатели проекта freezelight.ru Артем Долгополов и Роман Пальченков. Изначально это слово не задумывалось как термин: молодые люди просто хотели найти звучное название для сообщества световых художников в блогах. Но раз уж вылетело — не поймаешь…

Закон объединения

Во фризлайте — десятки техник и направлений: лайтпейнтинг, лайт-граффити, лайт-дроуинг и т. д. Большинство светохудожников специализируются на какой-то одной разновидности. Например, лайтпейнтинг — это методика освещения объектов с различных точек; при длинной выдержке получаются затейливые сочетания цветов и теней. Некоторые команды занимаются только этим видом — и ничем более. Та же картина наблюдается и на Западе.

Все, что нужно для создания фризлайтинговых фотоснимков, — это фотоаппарат, штатив и источники света (по возможности с цветными фильтрами).

Фризлайтеры же пытаются усидеть сразу на всех стульях, и у них неплохо получается. «Это смесь живописи и фотографии, — говорит Роман Пальченков. — Арт на границе с технологиями. В живописи есть десятки направлений — импрессионизм, супрематизм, реализм, но есть и объединяющее название. Так же слово «фризлайт' объединило в себе десятки разрозненных до того техник».

В 2014 году откроется новый филиал Государственного Эрмитажа — здание Главного штаба. Реконструкция там идет стахановскими темпами. Еще год назад внутри были лишь развалы стройматериалов, а сегодня некоторые залы уже принимают выставки. Выставкой-открытием стала экспозиция проекта «фризлайт.ру». Эрмитаж предложил Долгополову и Пальченкову создать цикл из пятнадцати световых работ — копий картин знаменитых художников. Копии рисовались прямо во время реконструкции Главного штаба. Суть была проста: музей еще строится, а картины там уже живут. И фризлайтеры справились. Нарисованные светодиодами копии работ Матисса, Гогена, Пикассо по своей выразительности почти не уступают оригиналам.

Копия картины «Танец» Анри Матисса — одна из самых сложных работ команды. Высота фигур- порядка 4 м, они «нарисованы» под углом к полу, так как съемка производилась со второго этажа. Выдержка — 510 секунд, три дубля.

Немного техники

Технически фризлайт не слишком сложен. Нужен фотоаппарат с возможностью регулировки выдержки, штатив и источники света. В качестве последних подходит практически все что угодно — даже зажигалки и бенгальские огни. Наиболее распространенные источники — фонари с цветными светофильтрами и диодные жезлы для получения широких световых полос. Некоторые источники приходится изготавливать самостоятельно или заказывать. Например, для одной из работ потребовалась гибкая лента из светодиодов, способная принимать различные формы, — пришлось изготовить. Конечно, ни одна фирма в мире не делает специальные фонари для фризлайта. Но вполне возможно, когда-нибудь это искусство выйдет на такой уровень популярности, что подобные фирмы возникнут.

Съемка ничем, кроме выдержки, не отличается от любой другой ночной съемки — низкий параметр ISO (100), диафрагма от 8 до 11. И обязательно — штатив, иначе камера будет двигаться относительно объекта, и фотография получится нечеткой. Кстати, работа со светом, когда камеру двигают относительно источника, а не источник относительно неподвижной камеры, называется люминографией, но этот жанр подразумевает лишь создание красивых абстракций.

Для получения широких световых шлейфов используются так называемые светодиодные жезлы — фонари с рядом диодов. В случае, когда готовые жезлы не удовлетворяют требованиям фотографов, они самостоятельно изготовляют гибкие светодиодные ленты.

«Фризлайт.ру» постоянно дает мастер-классы — на разных фотовыставках, в разных городах. Причем мастер-классы самые разные — от создания сложнейших картин с помощью дорогостоящего оборудования до элементарных рисунков, которые можно сделать обычной мыльницей, не умеющей регулировать выдержку. Просто в последнем случае приходится «обманывать» светочувствительный датчик, прикрывая рукой объектив перед самой съемкой, а потом очень быстро рисовать.

Довольно много времени занимает расчет расстояний. Некоторые рисунки приходится делать с искажением перспективы, чтобы на и тоговой фотографии они выглядели соразмерными. Впрочем, больших картин фризлайтеры не создают — в этом нет особого смысла. В двухметровой фигуре можно выразить то же самое, что и в четырехметровой, так зачем усложнять задачу?

Самолёт «разукрашен» Романом Пальченковым за 127 секунд с одного дубля. Фотография сделана в Краснодаре на военном аэродроме. Вдвоём можно было бы справиться быстрее, но есть такое понятие как «рука художника»…

Фризлайтеры не используют мультиэкспозицию и компьютерную обработку (не считая цветокоррекции). Конечно, мультиэкспозиция позволяет сделать несколько дублей, а потом соединить их в один. «Но нам интереснее сделать все за один заход, — говорит Роман. — В этом состоят техническая и творческая задачи. Кроме того, в графических редакторах многие создаваемые нами вещи просто физически невозможно повторить. Все эти блики, отражения, переливы света». Нередко приходится делать много дублей. Например, копию «Курильщика» Сезанна сумели нарисовать чуть ли не с семидесятого дубля, зато уже упомянутый «Танец» Матисса получился с третьей попытки. Новичкам Роман и Артем в один голос рекомендуют не бросать, не закончив. Не получилось с десяти дублей — получится с двадцати. Только преодолев себя и завершив работу, можно добиться успеха.

Как все начиналось

А начиналось все просто. В 2008 году Роман увидел где-то подобную технику, причем в довольно примитивном исполнении. Ребята попытались найти специалистов по фризлайту и обнаружили, что таких крайне мало, причем умеют они не слишком много, плюс ко всему крайне закрыты и не любят делиться секретами мастерства. Всему пришлось учиться самостоятельно. Для поиска заинтересованных людей создали сообщество в «Живом журнале», начали вывешивать фотографии. «Мы думали, — говорит Артем, — что туда придут люди, желающие поделиться своим искусством. А туда пришли жаждущие научиться! И нам, уже что-то умеющим, волей-неволей пришлось становиться гуру».

Копия «Нагой женщины» Пикассо сделана спустя лет после создания оригинала. Кстати, именно великий испанец считается родоначальником фризлайта. Одно время он увлекался экспериментами с фотографией и в 1949 создал ряд снимков на длинной выдержке для журнала Life. Наиболее известна работа «Кентавр». Копии картин великих живописцев в интерьере строящегося здания стали заметным проектом команды «фризлайт.ру». Помимо художественного, у него есть и философский смысл: здание музея ещё строится, а призрачные картины в нём уже живут…

Потом фризлайтеры начали проводить общественные «вылазки» для членов сообщества. На первую пришел один человек, на вторую — 15, а для третьей пришлось делить толпу учеников на подгруппы. Сейчас к таким вещам Артем и Роман относятся с опаской — может прийти и пара сотен человек, а это уже несанкционированный митинг. За три года работы они провели 15 выставок — от Владивостока до Калининграда, а также принимали участие в коллективных выставках за рубежом. На французском фестивале ARTAQ команда получила Гран-при; работы выставлялись в Париже, Берлине, Лионе, Брюсселе. На данный момент более двадцати работ проекта находятся в собственности российских художественных музеев. Обычно это происходит просто: фризлайтеры проводят выставку, которая бьет рекорды посещаемости, а потом дирекция музея просит у них работу для постоянной экспозиции. Хотя, конечно, постоянная экспозиция в Эрмитаже — это козырь, затмевающий остальные карты.


Анимация

Отдельным и наиболее сложным проектом «фризлайт.ру» является анимация. В отличие от анимации традиционной кальку на предыдущий рисунок тут не наложишь. Для должного уровня изображения нужно делать 12−15 кадров на секунду мультфильма, причём каждый кадр должен лишь чуть-чуть отличаться от предыдущего. Единственное, что помогает создавать такие чёткие изображения — это опыт. Более того, работу по созданию одного мультфильма нельзя откладывать, особенно если съёмки происходят на улице. Каждый день меняются погодные условия, паразитное освещение — для цельности ролика они должны оставаться на одном уровне. Долгополов и Пальченков — пионеры анимации во фризлайте. Но успехи налицо: анимационный промо-ролик к зимним олимпийским играм в Ванкувере попал в шорт-лист международной телевизионной премии PROMAX BDA 2010 и получил гран-при XXVIII Миланского фестиваля спортивного кино и телевидения. На фото: несмотря на массивный внешний вид, «хоккеист» ростом с обычного человека. Это естественно: рисовать большие фигуры неудобно и не имеет особого смысла.


С осени 2009 года проект «фризлайт.ру» стал самоокупаемым, и его создатели отказались от рутинной работы (ранее оба работали на телевидении). Причем они не берутся за создание заказной рекламы, никогда не рисуют логотипы. «Получится же кино класса Б! — говорит Долгополов. — Репутация нам дороже, поэтому мы работаем только с проектами, имеющими отношение к искусству или находящимися на границе с ним. Этого вполне хватает, у нас нет нужды в заказной работе на производителей пельменей или мобильных телефонов. Мы работаем себе в удовольствие».

Фризлайт не ставит своей задачей создание трёхмерных фигур. Это, скорее, визуальный экзамен по «вписыванию» 2D-объектов в 3D-пространство. Теоретически можно создать и трёхмерный паровоз, движущийся по обоим рельсам, но игра не стоит свеч. Возможно, через несколько лет фризлайт придёт и к трёхмерному рисованию, но на сегодняшний день это слишком сложно.

Термин «фризлайт» на сегодняшний день прижился в СНГ, в Польше, в Чехии. После фестиваля ARTAQ французы стали употреблять его для обозначения лучших образцов работы со светом («это еще игрушки, а вот это — уже фризлайт»). Многие видеоклассы «фризлайт.ру» получили распространение за рубежом.

Общаясь с фризлайтерами, мы неожиданно поняли одну вещь. Многие необычные виды активности пришли к нам из Европы и США, будучи лишь кальками. А вот российский фризлайт в лице Артема и Романа развивался без заимствований и сегодня является одним из сильнейших в мире, если не самым-самым. Это техническая игра, вышедшая за рамки развлечения и ставшая искусством. Можно сказать, одобрено Эрмитажем.

Редакция выражает благодарность команде «freezelight.ru» за помощь в подготовке материала

Статья «Рисующие в темноте» опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2011).