— А теперь прослушайте инструктаж по безопасности полетов. Во‑первых, на борту запрещается курить. Во‑вторых, посетите туалет здесь — на борту его нет. В-третьих, спасательные жилеты под креслами. Вот и все. Да, и еще — чтобы общаться, наденьте гарнитуру, двигатели шумят.- А пристегиваться?- А пристегиваться не нужно. Да и нечем — ремней нет. Можно даже открыть окно. Только аккуратно — не выпадите!
Как управлять дирижаблем Goodyear: Курс пилота

Такой инструктаж предварял полет на необычном летательном аппарате — дирижабле Spirit of America («Дух Америки») компании Goodyear, который базируется в Карсоне, Калифорния. По трапу поднимаемся в кабину, рассчитанную на шесть пассажиров и пилота, а десяток человек из аэродромной команды по мере заполнения кабины людьми отцепляют нужное количество мешочков с балластом, чтобы «плавучесть» дирижабля была близка к нулевой. Пилот Кристен Дэвис заводит моторы и начинает сложную операцию взлета, одновременно дирижируя шагом винтов, клапанами баллонетов, педалями рулей направления и штурвалом рулей высоты. Аэродромная команда в это время отцепляет дирижабль от причальной мачты и буквально «подбрасывает» его в воздух. Аппарат набирает высоту и снижается довольно быстро, по крутой траектории. Но для приземления ему необходима помощь: крепкие парни подхватывают тросы, свисающие с носовой части аппарата, и притягивают его к земле, пока он не коснется ее своим единственным колесом. Затем на дирижабль навешивают балласт и закрепляют на причальной мачте.

Полет дирижабля проходит обычно на небольших высотах (300−500 м, потолок — 1500) и на очень небольших скоростях (30−60 км/ч в зависимости от ветра), что дает пассажирам возможность рассмотреть множество деталей на земле. Однако такие небольшие скорости доставляют команде дирижабля большие трудности при транспортировке воздушного судна на значительные расстояния. По словам Джона Конрада, еще одного пилота Spirit of America, перегон дирижабля из Калифорнии в Нью-Йорк своим ходом занимает около десяти дней: «Хотя наш дирижабль сертифицирован для ночных и дневных полетов, а запас топлива рассчитан примерно на 24 часа, сутки напролет никто не летает — обычное полетное время часов 6−8. За день дирижабль покрывает 400−450 км». За дирижаблем следует вся аэродромная команда (на автомобилях) и необходимое оборудование (в частности, причальная мачта).

Легче воздуха, тяжелее в управлении

Управление дирижаблем требует особых навыков. Его реакция на органы управления гораздо медленнее, чем у самолета, и это необходимо учитывать. «Аппарат имеет большую парусность, — говорит Кристен Дэвис, — а чисто механическая система управления зачастую требует значительных усилий — иногда, например, пилоту приходится всем своим весом вставать на одну из педалей, чтобы повернуть дирижабль». Все пилоты дирижаблей Goodyear — сертифицированные летчики, имеющие права пилотов коммерческих многомоторных самолетов (желательны также навыки пилотирования вертолета). Обучение специфике полета на дирижаблях занимает от полугода до года.

100 лет дирижаблестроения

Отделение аэронавтики Goodyear — одной из крупнейших в мире шинных компаний — занимается дирижаблями уже более века, в 1920—1930-х компания была крупнейшим производителем дирижаблей в Северной Америке. Сейчас ее флот состоит из трех дирижаблей — Spirit of Goodyear (базируется в Акроне, штат Огайо), Spirit of America (Карсон, Калифорния) и Spirit of Innovation (Помпано-Бич, Флорида). Основная задача этих дирижаблей — реклама: логотип Goodyear и знаменитая крылатая сандалия Меркурия видны издалека, а со стороны левого борта установлено цветное светодиодное табло, на котором отображается информация. Дирижабли Goodyear активно используются и для воздушных телевизионных съемок массовых мероприятий, в первую очередь спортивных, — для этого на дирижабль устанавливают специальную гиростабилизированную платформу с телекамерой.

Чистая механика

Оболочка шеститонного дирижабля длиной почти 60 и диаметром около 15 м сделана из полиэфирной ткани с покрытием из неопрена и содержит 5800 м³ гелия. При изменении внешнего давления форма оболочки тоже меняется: воздух из двух баллонетов — носового и хвостового — стравливается через клапаны или нагнетается с помощью воздухозаборников за основными пропеллерами, приводимыми в движение двумя 210-сильными моторами Continental IO-360. Система управления дирижабля мало изменилась за 80 лет — она полностью механическая. Цепные передачи и тросики соединяют педали с рулем направления, а штурвал справа от пилотского кресла — с рулем высоты. Еще одна специфика дирижабля — управление клапанами. Над лобовым стеклом расположены набалдашники тросиков, открывающих и закрывающих клапаны поддува и стравливания воздуха и гелия. Манипулируя клапанами, пилот уравновешивает дирижабль, осуществляет набор высоты или снижение. Разумеется, дирижабль оснащен и вполне современной электроникой — это система радиосвязи, авионика, типичная для легких самолетов, погодный радар, транспондеры для идентификации службами управления воздушным движением и навигационное оборудование (в том числе GPS). Часть электроники, установленной на дирижабле, не имеет прямого отношения к полетам — это компьютерная система управления светодиодным табло.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2011).