Каждый день мы видим огромные строительные краны, возвышающиеся над стройплощадками. Мы редко задумываемся, каково работать там, наверху. «Популярная механика» решила проверить, насколько сложно быть крановщиком (точнее, машинистом башенного крана) и какие навыки нужно для этого иметь.
Работа на высоте: Тест-драйв крана
ТТХ Liebherr 90 EC-B 6 Стандарт: DIN/FEM Макс. высота подъема крюка: 53,6 м Максимальная грузоподъемность: 6 000 кг Максимальный вылет: 50 м Грузоподъемность при максимальном вылете: 1 400 кг Запасовка: 2/4

1. Чтобы выучиться на крановщика, достаточно пройти курсы длительностью от 72 до 244 часов — в зависимости от специализации. В среднем курс теории и практики занимает месяц-два, причем теория играет гораздо меньшую роль. Технически управление современным башенным краном — дело довольно простое, и главная задача крановщика — выработать практические навыки во избежание ошибок.

2. На фотографии — кабина современного башенного крана Liebherr 90 EC-B 6. Краны этой серии характеризуются компактностью оголовка (так называемый тип flat-top) — стрела расположена на верхней точке башни. Все приборы управления краном расположены по бокам, на продолжении подлокотников кресла оператора — для обеспечения максимального обзора из кабины. Основные элементы — два джойстика. Левый управляет поворотом крана и движением каретки по стреле. Правый — боковым перемещением крана по рельсам и подъемом-опусканием груза. Важным элементом контроля является мониторная система EMS для анализа работы крана и обеспечения безопасности. На мониторе высвечиваются данные о параметрах груза, скорости ветра, наружной температуре и другая информация.

3. Полиспастом называется система собранных в подвижную и неподвижную обоймы блоков, последовательно огибаемых канатом. Двукратная запасовка (два троса) позволяет поднимать 1,5−3 т груза в зависимости от вылета каретки. Четырехкратная запасовка позволяет повысить максимальный вес груза до 6 т на небольших вылетах. Но на дальнем вылете (от 30 м) она проигрывает по грузоподъемности двукратной за счет влияния собственной массы стреловых канатов и блоков.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2011).