Джеймс Дайсон родился в 1947 году в Норфолке. В 1966-м поступил в Королевский колледж искусств на факультет дизайна мебели и интерьеров. В колледже он понял одну очень простую и очень важную вещь, которая стала его девизом на всю оставшуюся жизнь: «Дизайн — это не то, как предмет выглядит, а то, как он работает».
Как изобрести что-нибудь полезное: Джеймс Дайсон
«Выходные я предпочитаю проводить, управляя экскаватором. С помощью такой машины можно очень быстро изменить ландшафт, и это отличное развлечение. Я люблю заниматься дизайном сада, а экскаватор позволяет делать это в больших масштабах».

Об этом «Популярная механика» решила спросить у легендарного изобретателя, инженера и дизайнера Джеймса Дайсона.

Джеймс, начнем сразу с главного вопроса: как изобрести что-нибудь полезное?

Делать множество прототипов. В моем случае их было 5127. Конечно, сейчас есть компьютеры и различные вычислительные методы (в том числе в области аэродинамики), которые сильно облегчают жизнь разработчиков и изобретателей. Но все равно приходится изготавливать множество прототипов. В этом, правда, современные технологии тоже помогают. Так, в нашем исследовательском центре установлено несколько принтеров для трехмерной печати, которые по компьютерной модели позволяют создать за несколько часов готовый прототип — например, корпус пылесоса.

Может ли в современном мире любитель на равных конкурировать с профессионалами в изобретательстве?

Да, безусловно. Есть несколько путей изобрести или улучшить какую-либо вещь. Первый путь — начать с простой проблемы, с которой сталкивается обычный пользователь. Второй- применить новую технологию, которая делает что-либо лучше старой. У нас в компании нет дизайнеров. У нас работают инженеры и ученые, но нет людей, которые занимаются дизайном ради дизайна (хотя многие инженеры имеют второе образование в области дизайна). Именно инженеры определяют, как будет выглядеть тот или иной продукт Dyson. Хотя, разумеется, всегда очень полезно привлекать специалистов, скажем, в аэродинамике, чтобы разрабатывать продукты быстрее и эффективнее.

Над какими проблемами работают сейчас инженеры Dyson?

Есть две перспективные области, которым мы уделяем огромное внимание. Первая — это робототехника, которая, без всяких сомнений, будет играть большую роль в пылесосах будущего. Вторая область — это электромоторы, которые приводят в действие все наши изделия. Мы разработали и производим совершенные электродвигатели. При той же мощности новые моторы меньше по размерам и гораздо более эффективны: их КПД- 85% против 45% у старых. Разрабатывая подобные электродвигатели, мы сможем сделать наши изделия меньше и легче, они будут потреблять меньше электроэнергии. Можно будет использовать в качестве источника питания аккумуляторы и избавиться от проводов. Это одна из наших основных целей. Мы единственный производитель пылесосов, который предлагает Европейскому сообществу законодательно ограничить энергопотребление уровнем 700 Вт (точнее, мы предлагали, но в итоге они уменьшили это значение до 450 Вт). По моему мнению, делать эффективные пылесосы такой мощности абсолютно реально.

Какими будут пылесосы будущего?

Будущее — за маленькими, эффективными и легкими электродвигателями, более совершенными батареями. Люди хотят иметь свободу передвижения и использовать для уборки маленький, легкий, эффективный пылесос. Да, время его работы ограничено зарядом батареи. Но подумайте, как долго вы хотели бы заниматься уборкой? 20 минут? Пока такие модели позволяют убирать только 15 минут, но это уже очень близко к названному значению. И еще пылесосы будущего станут тише. Низкий уровень шума- один из показателей идеального дизайна, инженерного совершенства механизмов.

Изменилось ли позиционирование компании с расширением ассортимента?

Мы не позиционируем себя как компанию, производящую пылесосы. Мы разрабатываем технологию и производим продукты, которые нам нравятся. Точнее, нам настолько нравятся разработанные нами продукты, что мы их производим. И, наверное, именно поэтому люди их покупают.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2010).