Что можно делать бензопилой? Гоните от себя прочь кровожадные ассоциации, навеянные голливудскими ужастиками. Бензопила — это творческий инструмент — мощный, как мотоцикл, и точный, как кисть художника

Бензопила — это не просто инструмент. В жизни мужчины она занимает особое место, независимо от того, является ли он ее счастливым обладателем или нет. Бензопила — это символ силы и мужества, могущества и мужского начала. В рейтинге мальчишеских фантазий она занимает почетное место где-то между охотничьим ружьем и мотоциклом. Знаменитые режиссеры посвящают ей кассовые блокбастеры, музыканты пишут о ней песни, программисты воссоздают ее могучий образ в компьютерных играх. С бензопилой в руках мужчина чувствует себя героем. Женщины смотрят на него с восхищением, дети — с благоговейным трепетом.

В умелых руках бензопила — это очень точный инструмент. Художникам, создающим ледяные скульптуры, она давно заменила старомодное долото. Ее широко используют мастера резьбы по дереву, а строители пилят ею даже камень и бетон. Разумеется, взяв на тест бензопилу Husqvarna 450, последнее, что мы хотели делать с ее помощью, — это банально заготавливать дрова. Чтобы поставить перед инструментом интересную задачу, а также просто хорошо провести время, мы решили построить плот. Точнее, парусный катамаран с развлекательным комплексом для активного отдыха на воде.

Петр I и пенопласт

Начали мы, как и положено, с проекта. Основных требований у нас было два: во‑первых, катамаран должен быть построен за один день, чтобы в выходные можно было насладиться не только постройкой судна, но и отдыхом на воде. Во‑вторых, на нашем корабле непременно должно быть весело!

Проектная длина катамарана определилась параметрами стройматериалов: длина стандартной строительной доски составляет 6 м. Ширину поплавков в пять досок (75 см) мы выбрали, исходя из эстетических соображений и удобства ходьбы: взрослый человек должен свободно передвигаться по судну без риска свалиться за борт.

А вот расстояние между поплавками определялось той самой жаждой увеселений. Мы решили установить на катамаране батут для прыжков в воду. Ширина его в итоге определила ширину судна: расстояние между поплавками составило 1,8 м, а ширина всего плота — 3,3 м.

Работа над проектом проходила под палящим солнцем. Температура воздуха приближалась к 40 °C, и было очевидно: на судне необходима рубка, в которой любой желающий сможет найти временное убежище от жары. Впоследствии у рубки обнаружилась и еще одна важная функция: забравшись на нее, можно было прыгнуть на батут с высоты, получив внушительную амплитуду для полета в воду.

Самое лучшее свойство однодневных строек — это их творческий характер, возможность изменять проект на лету. Изначально мы собирались ходить исключительно на веслах. Но, уже приступив к работе, поняли, что наш катамаран достоин лучшего, и снабдили его парусом. Мачта и гик из силового бруса и перо руля на обычной дверной петле позволили нам избавить себя от нудной гребли, призвав на помощь свежий ветер.

Главная загадка всего предприятия — почему наш парк развлечений не ушел под воду. В отличие от государя Петра I, мы не ездили шпионить в Голландию и не овладели тайнами корабельного мастерства. Сделать поплавок герметичным, просмолить доски, задраить щели — задача не для одного дня. Зато во времена Петра Великого не было пенопласта. Этим воздушным материалом мы решили набить поплавки снизу доверху. В результате наш катамаран, даже не просев, смог принимать на борт столько человек, сколько умещалось на его палубе.

Бросай сапог!

Самое сложное в судостроении — это логистика. Поначалу соединить в одном месте водоем, стройматериалы, инструменты, экипировку и нескольких жаждущих веселья мастеров кажется непосильной задачей. В конечном итоге материалы — доски шириной 15 см и силовой брус сечением 5 х 5 см, все стандартной длины 6 м — нам привезли на грузовике прямо к водоему. В районах, где строится много новых домов, эта услуга удобна и доступна как по времени, так и по средствам. Если вы захотите повторить наш опыт, обратитесь за советом к новоиспеченным дачникам — и стройматериалы сами найдут вас в нужном месте.

Все остальное мы привезли с собой на машине, благо инструментов нам требовалось всего ничего. Мы использовали две бензопилы Husqvarna 450, электрический шуруповерт и молоток. Также мы прихватили с собой защитную экипировку: сапоги, штаны и шлемы. Признаться, к специальному снаряжению мы поначалу отнеслись скептически: в голове не укладывалось, как какая-то одежда, пусть даже очень совершенная, может противостоять мощи бензопилы. Увидев экипировку воочию, мы изменили свое мнение.

Защитные штаны Husqvarna внутри состоят из стекловолокна. Отдельные волокна не переплетены в ткань, а висят свободно. В случае контакта с пилой они мгновенно запутывают цепь, останавливая ее. При этом инерционный тормоз пилы глушит двигатель. В итоге незадачливый дровосек отделывается легким испугом, в крайнем случае синяком.

Защитные сапоги имеют металлические вставки в носках и голенищах. В их мощи легко убедиться, просто взяв увесистую обувь в руки. В январе 2007 года «Популярная механика» писала о чемпионате мира среди вальщиков леса. Так вот, одно из сопутствующих состязаний могучих дровосеков — метание защитных сапогов на дальность.

Шлем защищает не столько от отскока шины (с этим скорее справится ручной тормоз пилы), сколько от кусков дерева, отброшенных назад цепью. Причиной такого отстрела может быть неправильное обращение с пилой (к примеру, работа с незакрепленной доской) или ломкость самого дерева. Наушники, прикрепленные к шлему, значительно снижают уровень шума, помогая легче переносить рев двигателя в течение рабочего дня.

Две пилы, два комплекта экипировки и канистра с топливом и маслом для цепи легко уместились в багажнике легковушки. Если хотите сохранить багажник чистым, настоятельно рекомендуем использовать специальную канистру. Она не только не течет, но и делает сам процесс заправки максимально чистым и аккуратным.

Кто в лес, кто по дрова

Процесс постройки деревянной конструкции так прост, что с трудом поддается описанию. Доски распиливают до нужных размеров и сбивают в щиты перемычками из силового бруса. Всего мы сбили 17 щитов — по шесть на каждый поплавок, четыре на рубку и один большой — на палубу. Щиты мы по отдельности отнесли прямо к воде. Катамаран собирали буквально на плаву, чтобы не пришлось спускать на воду тяжелое судно.

Доски мы распиливали по шаблону: сделав один угловой распил (скажем, для носового скоса поплавка), считайте, что сделали все. Окно в рубке пропилили уже после сборки, чтобы не тратить время на разметку досок.

Во время работы мы развеяли для себя главный миф о бензопиле: что это сложный инструмент, предназначенный только для профессионального использования. Небольшой вес пилы (5,1 кг) позволяет работать людям с весьма скромной физической подготовкой. Рукоятки соединяются с двигателем через специальные демпферы системы LowVib, поэтому вибрации двигателя и шины не передаются на руки.

Запатентованная технология двигателя X-Torq, помимо 20%-ной экономии топлива и снижения вредных выбросов до 75%, дает своеобразную «защиту от чайника», обеспечивая повышенный крутящий момент на низких оборотах. Новички обычно остерегаются работать в полный газ, думая, что тем самым они щадят инструмент. На самом деле двухтактный двигатель, развивающий максимальную мощность лишь на высоких оборотах, требует постоянной работы с полностью зажатой ручкой. И все же благодаря технологии X-Torq негативные последствия робкого обращения с пилой будут минимальны.

Думаем, нам удалось показать, что бензопила как инструмент способна на многие подвиги, кроме банальной распилки дров. И все же, для тех кто привык видеть вещи исключительно в практической плоскости, сообщаем: во время строительства катамарана мы проделали работу, эквивалентную заготовке трех кубометров дров.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2010).