«На современном самолете пилот не столько управляет полетом, сколько контролирует правильность работы автоматических систем». Дариуш Янишевски, директор по поддержке эксплуатации самолетов Airbus в Центральной и Восточной Европе, России и СНГ
Взлетаем на Airbus A380: Инструкция
Airbus A380

1. В навигационное устройство вводятся данные о полете: номер рейса, взлетный вес самолета и температура за бортом. Компьютер рассчитывает взлетную скорость, положение закрылков и угол установки стабилизатора.

2. С помощью четырех ручек на центральном пьедестале запускаются двигатели. Перед запуском пилот должен удостовериться, что все четыре рукоятки управления тягой находятся в положении Idle (холостой ход).

3. Стояночный тормоз выключается для подготовки к рулению.

4. При рулении используется ручка поворота передней стойки. Пилот аккуратно управляет тягой двигателей в импульсном режиме. Колесные тормоза (педали) используются по минимуму.

5. Во время руления пилот включает FCU (Flight Control unit) — пульт управления самолетом. Приводится в готовность автомат тяги.

6. Закрылки ставятся во взлетное положение (обычно 2 или 3), угол установки стабилизатора выставляется в соответствии с расчетом компьютера, триммер руля направления устанавливается на ноль.

7. Пилот удерживает самолет колесными тормозами (педалями) и плавно увеличивает тягу двигателя, следя за равномерностью их разгона по центральному дисплею. Ручки устанавливаются в положении MCT или TOGA (в зависимости от ветра и длины полосы).

8. Поочередно нажимая на педали, пилот удерживает самолет на полосе во время разгона. На низкой скорости работают колесные тормоза, ближе к 100 узлам начинает действовать аэродинамический руль направления.

9. Дождавшись взлетной скорости V1 по прибору, пилот плавно ведет ручку управления к себе. Самолет отрывается от земли.

10. Чтобы убрать шасси, ручку нужно потянуть на себя и поднять вверх.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2010).