«Если есть ракетный двигатель, то к нему хоть забор привяжи — он полетит!» — так говорил Валентин Петрович Глушко. Преклоняясь перед мудростью великого советского конструктора, мы решили испытать его принцип на практике. Похоже, оснастив двигателем бумажный самолетик, мы нащупали новое направление в авиамодельном спорте
Бумага все стерпит: мастер-класс
Метод проб и ошибок – это идеальный подход к конструированию бумажного самолета, в том числе с мотором. И все же в некоторых случаях вы можете учесть и наш небольшой опыт

Все началось с того, что исключительно для собственного развлечения мы приобрели простейший самолет с дистанционным управлением Class Flyer. Эта миниатюрная игрушка предназначена для полетов в помещении и имеет предельно упрощенную конструкцию: ее 20-сантиметровые крылья сделаны из пенопласта, и даже двухканальное ДУ реализовано не на радио-, а на инфракрасных лучах (соответственно, действует только в зоне прямой видимости датчика). Такие модели хороши как для непринужденных офисных развлечений, так и для приобретения первоначальных навыков пилотирования радиоуправляемой модели: они способны выдержать довольно много падений с небольшой высоты.

Метод проб и ошибок — это идеальный подход к конструированию бумажного самолета, в том числе с мотором. И все же в некоторых случаях вы можете учесть и наш небольшой опыт.

Однако главное достоинство Class Flyer — его исключительно малая масса, всего 8,5 г. Когда после очередного падения крыло самолета наконец отделилось от фюзеляжа, мы решили разобрать модель. В результате мы получили электродвигатель с пропеллером, ИК-приемник и аккумулятор, которые практически ничего не весят. Вспомнив высказывание гениального конструктора Глушко, мы решили попробовать оснастить двигателем обычный бумажный самолетик. Тут-то все и началось.

Постройка радиоуправляемого самолетика не требует практически никаких ресурсов, кроме терпения домашних или коллег, на которых то и дело падает жужжащий, как москит, кусочек бумаги. Вам понадобится лист формата А4, скотч обычный и двусторонний, ножницы и, возможно, скрепки для балансировки. Развесовка — это главная проблема при создании такой машины. Поначалу мы сложили простейший бумажный самолетик и приладили к нему сзади толкающий винт. Аппарат, сносно летающий без мотора, стал заваливаться назад. Перенеся двигатель и винт ближе к центру крыла, мы смогли решить это проблему и заставить самолет продолжительно лететь по прямой. Разумеется, не обошлось и без тонкой балансировки с помощью скрепок и кусочков бумаги.

Бумажный самолет нельзя в полной мере назвать радиоуправляемым: единственный параметр, который мы можем изменять в полете, — это сила тяги. Зато его можно считать программируемым: загибая края бумаги в том или ином месте, мы можем имитировать разные положения элеронов и рулей высоты. Нам удалось заставить самолет бесконечно летать по кругу. Слегка изменяя тягу двигателя, мы управляли машиной по тангажу и поддерживали заданную высоту.

Последнюю версию самолета мы собрали менее чем за 20 минут. Это свободный творческий процесс, в котором трудно давать советы или сочинять рецепты. Каждый аппарат строится методом проб и ошибок. При этом пробовать и исправлять ошибки легко как никогда. Это и развлечение, и головоломка, и в какой-то мере конструкторский тренинг.

Наигравшись с собственным аппаратом, мы стали подумывать об организации соревнований в этой необычной авиамодельной дисциплине. «Бумажные авиаконструкторы» могли бы состязаться в оригинальности конструкции, скорости полета, эффектном пилотаже и даже строительстве базовой модели на скорость. Мы уже приступили к разработке правил соревнований. Если, прочитав статью, вы тоже заболели бумажным моделизмом, — начинайте тренировки прямо сейчас и следите за объявлениями на сайте журнала.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2010).