Наши друзья из «Эксмо» подготовили для вас подборку самых интересных фантастических произведений, поднимающих актуальную повестку и обращающих внимание на действительно важные проблемы современности.
5 самых злободневных научно-фантастических романов

Фантастику принято считать жанром, который выбирают авторы и читатели, чтобы «убежать» от проблем, окружающих нас в современной жизни. Можно не думать о плачевном состоянии экологии Земли, если на страницах космические корабли уже бороздят просторы вселенной. И что такое экономический кризис по сравнению с полномасштабным восстанием машин, атакой зомби или смертельной эпидемией, которые грозят уничтожить цивилизацию? Действительно фантастика часто обращается к проблемам и вопросам, которые далеки от современного человека.

Но «часто» не значит «всегда», и подчас в основу фантастических книг наоборот ложатся крайне актуальные темы. Или, например, авторы могут показать нам мир, где та или иная сложная ситуация уже дошла до состояния кризиса. Это тоже по части фантастики. На полках становится все больше антиутопий, которые будто предостерегают нас об опасностях сверхкорпораций, невнимательного отношения к окружающей среде и общества потребления, которое готово перемолоть любого отдельно-взятого человека в своих жерновах. Именно о таких книгах, которые используют фантастические допущения, чтобы говорить о злободневных вопросах, мы сегодня хотели бы рассказать.

Роб Харт «Склад»

Склад

Роб Харт в своих интервью рассказывает, что на этот роман его вдохновили в первую очередь две статьи о бесчеловечных условиях труда в крупных компаниях. Так родилась вымышленная корпорация Облако, занимающееся доставкой дронами в стремительно приходящей в упадок Америке будущего. А так как за любыми идеями стоят живые люди, то вместе с Облаком появился его основатель — Гибсон Уэллс.

В мире, где природные ресурсы на исходе, а правительство не справляется с обеспечением нормального уровня жизни своих граждан, Облако становится одним из немногих мест, где можно получить стабильную работу. Правда, отбор придирчив, а трудиться придется на износ. Зато всегда рядом с домом — ведь большинство сотрудников живут в Материнском Облаке, где компания может следить буквально за каждым шагом работников.

Автор показывает нам Облако с двух точек зрения: Пакстона, который просто хотел немного спокойствия, и Циннии, которая проникла в Материнское Облако исключительно с целью добыть для некого заказчика информацию о том, как устроен этот коммерческий гигант. Сюжет разбивают «дневниковые» записи самого Уэллса, который объясняет, из каких идей родилась его компания. Контраст благих намерений и производственного ада, к которым они привели в итоге, поражает. И в то же время Облако на самом деле не многим хуже многих современных корпораций, которые не обременяют себя заботой об условиях, в которых трудятся их сотрудники. Многие осознанные потребители уже несколько лет байкотируют одежду из масс-маркета, которая производится в странах, где не запрещен детский труд и длительные смены. А про забастовки курьеров вы можете буквально сейчас прочесть в своих новостных лентах.

Марк-Уве Клинг «Страна Качества»

Страна качества

Марк-Уве Клинг по основной профессии — стендап-комик, и вовсю использует в своих выступлениях сатиру. Использовал он ее и в «Стране Качества», доводя некоторые современные тенденции до абсурда. Целая страна, подчиненная компьютерным алгоритмам, за которыми уже давно не следит никто, кроме других компьютерных алгоритмов. Ведь компьютеры не ошибаются. Или это не так?

Алгоритмам действительно подчинена вся жизнь граждан Страны Качества. Это и dct покупки, и круг общения, и подходящая работа… Вся жизнь, начиная с карьеры родителей и оценок в школе до того, насколько часто ты ходишь в тренажерный зал, формируют твой рейтинг гражданина: от 0 до 100. Люди с рейтингом ниже 10 признаны Бесполезными и выброшены на обочину общества. Но с обочины иногда открывается более полная картина.

Главный герой — Петер Безработный (фамилия мужчинам дается по профессии отца) балансирует на грани рейтинга в 10 баллов. Мало что приносит ему удовольствие в жизни — он хотел бы чинить сложные механизмы, но все сломано подлежит утилизации (выкинь старое! купи новое!), так что именно утилизацией Петер в итоге занимается. А настоящими друзьями главного героя становятся дефектные роботы и андроиды, спасенные им из собственного пресса. Вместе с ними Петер дойдет до весьма радикальных мер, пытаясь… вернуть в магазин товар, который он не заказывал. Алгоритм ошибся.

«Страна Качества» демонстрирует нам мир победившей таргетинговой рекламы и приложений, собирающих данные о своих пользователях. Уже сейчас «пропасть» из Сети практически невозможно, даже если перестать пользоваться всеми приложениями, без которых сложно представить наш обычный день. Надо сделать еще буквально несколько шагов, чтобы окончательно передать компьютерам ответственность за все решения в своей жизни. Возможно, машинам даже не придется восставать?

Чэнь Цюфань «Мусорный прибой»

Мусорный прибой

В «Мусорном прибое» остро встают вопросы экологии и равноправия. Действие разворачивается на Кремниевом острове, выдуманной свалке технологических отходов. На нем трудится множество мигрантов и бедных семей, подвергая риску свое здоровье. Их существование зависит от кровожадных банд, поделивших остров между собой, и местных витиеватых обычаев. Подчас работники острова воспринимаются как один большой клан, но, если у тебя нет еды, что ты предпочтешь: умереть от голода или украсть последнее у соседей?

Сюда по ошибке попадает особенный протез, содержащий экспериментальный вирус. Будут те, кто стремится найти его и те, кто захочет использовать. Вот только протез уже попал в руки не понимающей ничего работнице Мими. И он несет вместе с собой пугающие перемены… Но временами перемены необходимы.

Автор романа, Чэнь Цюфань, вырос рядом с крупнейшей из современных свалок электронных отходов, Гуйю. Так что он знает, о чем пишет. Тем не менее писатель подчеркивает, что не хотел бы выполнять задачи журналистики в художественной литературе. В «Мусорном прибое» история важнее остросоциальных вопросов. Просто при этом автор предлагает нам задуматься над вещами, которые могли бы никогда не попасть в поле нашего зрения.

Джон Маррс «The One. Единственный»

Единственный

Один из самых популярных триллеров последнего времени сделало возможным фантастическое допущение: тест ДНК помогает определить для каждого человека идеальную пару. И эта технология активно используется уже 10 лет, регулярно разрушая «неидеальные» семьи. Но действительно ли так сладка пилюля? Даже при идеальной совместимости люди остаются людьми: эгоистичными, жадными, хранящими свои тайны. И что, если тайна твоего «единственного» — веское основание для тюремного срока?

В «The One. Единственный» герои не понимают механизма, которому доверяют одно из важнейших решений в своих жизнях. Они добровольно отдают некой компании данные о своем генетическом коде в обмен на сказку о настоящей любви. Действительно, кто из нас не вырос на этих сказках? Но как узнать наверняка, что алгоритм не ошибся или, еще хуже, что это не один большой эффект плацебо? Что нашедшие свою идеальную пару действительно живут долго и счастливо? В идее можно найти что-то созвучное «Стране Качества», хотя книги в остальном совершенно не похожи.

Сюжет позволит читателям наблюдать за пятью «свежесформированными» парами. Один из этих десяти людей — убийца, но почти каждый по‑своему запутался в жизни. Так что вы сможете в реальном времени наблюдать, как их мечты воплощаются или разбиваются в прах.

Александр Голубева «Катастеризм»

Катастеризм

«Катастеризм» — книга пронзительно-печальная, почти беспощадно бьющая по больным местам тех, кому может быть некомфортно ответить себе на вопрос «а когда я в последний раз звонил родителям?». Это не про конфликт поколений, скорее про бездонную пропасть, которая пролегает между стремительно развивающимся миром и тем, кто уже не успевает за ним (кому незачем, в общем-то, успевать). «Катастеризм» говорит о конфликте инноваций и неверия (причем с неожиданной стороны) и людях, которые способны с удивительным усердием убегать от собственного чувства вины, ненужности и очень петербургской тоски.

Обычным стареющим родителям главного героя, которого тоже вполне можно называть рядовым обывателем, посредственной даже, личностью, продают устройство, якобы помогающее от всех болезней. За приличные, понятное дело, деньги, а как иначе? И он совершенно уверен, что эта «инновационная медицина» — дело рук жуликов. Невозможно повернуть время вспять. Поэтому он сломя голову кидается на поиски мошенников. Это очень крепкий и атмосферный киберпанк ближайшего будущего. А поскольку будущее ближайшее, очень удобно смотреть на новые сияющие возможности с позиции людей, которые к ним совершенно не готовы.

Так и вокруг нас происходят тысячи вещей, но насколько же сложно разобраться во всех нюансах! А если нам предлагают что-то хорошее, это точно не обман? Будущее окружает нас плотным кольцом, со всеми своими смелыми стартапами, теориями заговора, нарастающей сложности вопросов этики. «Катастеризм» задумчиво смотрит на это со стороны, не порицая, но не предлагая выхода. Просто остановиться ненадолго и, возможно, задать пару важных вопросов самому себе.