Мир живописи всегда несет в себе множество тайн. Картины рассказывают сразу же несколько историй и проливают свет на темные времена. Изучение Гентского алтаря, а именно фрагмента с «Агнцем Божьим», показало, что в 1432 году он выглядел совсем иначе, и это еще не самое странное.
«Агнец Божий» братьев ван Эйков был переписан неизвестными три раза

Это полотно было написано братьями Губертом и Яном ван Эйком. Последняя реставрация ягненка сделала его более «человечным», многие ценители тогда возмущались, так как животное стало выглядеть совсем иначе. Однако анализ ученых из Университета Антверпена доказал, что реставраторы были правы «переделав» ягненка.

В 1950-х у ягненка стало четыре уха National Gallery of Art В 1950-х у ягненка стало четыре уха, в 2019 он сильно изменился

Рентгеновские лучи и инфракрасный свет показали, что изначально братья ван Эйк написали ягненка более похожим на современный вариант, чем на тот, который был до. Более того, они обнаружили, что полотно подвергалось реставрации целых три раза!

Исследователи заметили свидетельства того, что части головы и тела были закрашены уже в 1950-х годах, однако в то время технология не могла определить, насколько значительными были эти изменения.

Сейчас ученые смогли обратиться к современным методам для того чтобы проследить за эволюцией этого произведения. Так они использовали рентгеновские лучи для обнаружения ртути, которая присутствует в киноварной краске. Это выявило первоначальное расположение некоторых частей ягненка.

«В прошлом ученые не могли узнать историю «Агнца Божьего», так как он написан преимущественно белыми свинцовыми чернилами. Объединив две методики спектроскопии, мы в мельчайших деталях узнали, как менялся внешний вид центральной фигуры Гентского алтаря», — рассказали исследователи.

В итоге ученые выявили три версии ягненка: оригинальная версия, написанная братьями Ван Эйк, вторая версия с более крупными, квадратными задними конечностями (либо изменение оригинальными художниками, либо одним из их современников), и третья версия из XVI века.

Четыре версии картины National Gallery of Art Четыре версии картины

Последнее обновление было самым значительным, говорят исследователи, оно привело к изменениям формы головы и лица. Например, первоначально у ягненка ноздри были меньшие, а также они располагались выше. В оригинале глаза смотрели вперед и ниже, также инфракрасный свет показал темные линии внизу, которые указывают на «поджатые» губы. По мнению исследователей губы ван Эйков были более заметными и похожими на человеческие, чем те, которые были написаны в XVI веке. Также изменились и уши, первоначально они были выше, а в XVI веке они были написаны поверх позолоченных лучей ореола.