Культурное наследие Древнего Кавказа, мрачные видения знаменитого голландца и художественные традиции Санкт-Петербурга стали источниками вдохновения для Евгения Чарикова — владикавказского мастера, делающего очень необычные ножи.
Олег Макаров
Ножи и фантазии Евгения Чарикова

Своего «Рыбцаря» он делал три месяца. Каждый день приходил в мастерскую и работал с утра до вечера. В это охотно веришь — ведь цена художественной убедительности и лаконичному изяществу всегда высока. Евгений рассказывает о себе и своем творчестве охотно, но как-то подчеркнуто прозаически и бесстрастно. «Все эмоции отнимает работа, — объясняет он, — а когда произведение закончено, оно начинает жить своей жизнью». Теперь это просто воспоминание, строка в каталоге.

Нож «Рыбцарь», 2008 г. Нож «Рыбцарь», 2008 г. «Рыбцарь» — это не просто «Царь-рыба», но еще и «Рыба-рыцарь», пасть которой открывается подобно пластинчатому забралу. Колесный монстр, чем-то напоминающий стимпанковские скульптуры, скрывает в своем чреве клинок, рукоятью которого служит хвост проглоченной рыбки. На создание «Наутилуса» и «Рыбцаря» Евгения Чарикова вдохновили мрачные мотивы творчества Питера Брейгеля.

Должен ли нож резать?

Евгений Чариков — мастер художественного оружия, причем в своем деле исповедует особую философию, которую разделяют далеко не все собратья по цеху. Вопрос, на который по‑разному отвечают художники, заключается в том, должно ли холодное оружие, ставшее объектом творчества, сохранять свою функциональность. Попросту говоря, колбасу им потом удобно будет резать? А на охоте оно не подведет? Вот, например, традиция декорирования самых настоящих охотничьих ножей — это настоящий мейнстрим. Но этой дорогой Евгений решил не ходить. Созданные им ножи выглядят так, что мысль использовать их как режущий инструмент может мелькнуть разве что где-то на периферии сознания. Возможно, потому что Евгений все-таки больше ювелир, чем оружейник.

Нож «Наутилус», 2007 г. Нож «Наутилус», 2007 г. Невозможно не поразиться тому, как грубо оббитый кусок нефрита создает впечатляющий образ темных океанских глубин. То ли хищная рыба притаилась на дне, то ли усталая субмарина прильнула к морскому ложу. Сходу опознать в этой скульптуре нож под силу лишь людям с фантастически развитым воображением. Чтобы окончательно разобраться в ножах-скульптурах Евгения Чарикова, их, наверное, надо долго рассматривать и вертеть в руках. Открыв с помощью кнопки люки «Наутилуса», мы видим внутри клинок, рукоятью которого является хвост большой рыбы. Маленькая рыбка вставлена внутрь клинка, и если ее вынуть, легко убедиться, что она есть не что иное, как еще один ножик в ножнах.

Он родился в 1976 году во Владикавказе. Профессиональное образование решил получить в местном художественном училище по курсу художественной обработки металлов. Уже тогда появились первые работы — ювелирные изделия. Сегодня Евгений их называет «смешными». Не хватало знаний и опыта.

Проработав какое-то время в родном городе в фирме по производству ювелирных изделий, Чариков пришел к окончательному выводу о том, что нужно учиться дальше. В 1999 году, в возрасте 23 лет, Евгений отправляется в Санкт-Петербург, где поступает в Художественно-промышленную академию. Учеба в Северной столице дала мастеру, как он сам говорит, новые горизонты. Евгений продолжал заниматься ювелирными изделиями, а потом пришла страсть к художественному оружию.

Создание механических скульптур вроде «Наутилуса"или «Рыбцаря» — дело долгое и кропотливое. По признанию автора, одна работа может потребовать от художника несколько месяцев каждодневного труда. Все начинается с эскиза, затем приходит черед восковых моделей к каждой отдельной детали. Методом вытесненного воска детали выплавляются по модели из серебра или латуни. Далее следуют выколотка, гравировка, патинирование, и, наконец, окончательная компоновка и сборка. Все это Евгений Чариков делает сам, и только клинок ножа изготавливается по его эскизу петербургскими кузнецами.

Из толщи тысячелетий

«Так почему все-таки ножи? — спрашиваем мы у мастера, — если вашими ножами колбасу резать грешно, а на охоте никакой пользы?» «Нож — важнейший культурный символ, архетип сознания человечества, вещь, которая тысячелетиями принадлежала мужчине, была его главным орудием, — отвечает Евгений. — Даже если в моем произведении клинок функционально непригоден, он сохраняет свое символическое значение и остается тем смысловым стержнем, вокруг которого я строю свою работу».

Евгений живет на Кавказе. Это один из регионов мира с древнейшими и очень оригинальными традициями металлообработки. А Осетия — и вовсе уникальный осколок древнего североиранского, скифско-сарматского мира, охватившего в древности Северное Причерноморье. Работы Чарикова вроде «Жар-птицы» или «Птицы Феникс» пусть отдаленно, но напоминают скифский «звериный стиль». Ощущает ли эти влияния сам художник? Да, по его словам, он довольно серьезно изучал древнекавказское литье, его технологии, особый творческий взгляд мастеров. Евгения интересовала и знаменитая кобанская бронза — литые изображения людей и животных, обнаруженные в XIX столетии в осетинском селении Кобань и датируемые рубежом I-II тысячелетий до н.э.

Нож «Улитка» 2006 г. Нож «Улитка» 2006 г. Лаконичное изящество живой природы — одна из тем творчества Евгения Чарикова. Улитка, ползущая по листу к капле росы — это черное дерево, кость, белый металл, хризопраз.

Но анималистические мотивы в творчестве Чарикова имеют свои особенности. «В древнем литье, если вспомнить тот же «звериный стиль», — поясняет мастер, — существовала тенденция либо к акцентированной реалистичности, либо, напротив, к уходу в знак, символ. Мне интереснее создать изображение, в котором будет показана какая-то характерная черта живого существа, например его грациозность, как в серии ножей «птичьей тематики».

Питер Брейгель и стимпанк

Недавно в творчестве мастера наметилась новая тенденция. От изготовления ножей с декоративными рукоятками и клинками необычной формы он постепенно переходит к созданию настоящих мини-скульптур с механическими элементами. «Птичью» тему сменила тема «рыбья».

Нож «Птица Феникс», 2007 г. Нож «Птица Феникс», 2007 г. В художественном оружии Евгения Чарикова клинок выступает как архетипический символ. Эти ножи практически лишены функциональности и их правильнее считать арт-объектами или мини-скульптурами. В самом деле — довольно трудно себе представить «Птицу Феникс» или «Улитку» в качестве режущего инструмента. Впрочем, клинки во всех работах Чарикова абсолютно аутентичны. Это настоящая кованая дамасская сталь. Заказывая изготовление клинка, мастер дает кузнецам эскиз — в нем присутствует рисунок, который необходимо воспроизвести на поверхности металла. Искусство Евгения Чарикова находится где-то на пересечении оружейного мастерства и ювелирного искусства, о чем свидетельствуют названия выставок, в которых участвовали его работы. Например, в 2002 году ножи, сделанные Евгением, фигурировали в качестве экспонатов на выставке «Ювелирный Авангард. Истоки. Параллели», проходивший в государственном Эрмитаже, а в 2008 году мастер показывал свои произведения на московской выставке «Клинки России. Современное художественное холодное оружие».

Как выяснилось, композиции «Наутилус» и «Рыбцарь» имели один источник вдохновения и стали развитием одной идеи. Знаменитый голландский живописец XVI века Питер Брейгель Старший наполнил некоторые свои полотна мрачными сюрреалистическими видениями, возможно, подражая высоко чтимому им Иерониму Босху. Одна из картин Брейгеля называется «Большие рыбы пожирают малых» (этот мотив, кстати, тоже позаимствован у Босха). Почему-то именно идея пожирания большого малым так запала в душу Евгения, что он попытался воплотить ее в металле.

Работа началась с «Наутилуса», но со временем замысел претерпел изменения. И хотя концепция осталась, большая рыбина трансформировалась в некое подобие старинной субмарины, будто взятой из иллюстраций к романам Жюля Верна. Появились люки, открываемые встроенным механизмом. Заглянув в них, можно увидеть клинок — в сделанный в нем специальный вырез встроена «проглоченная» рыбка.

Нож «Жар-птица», 2007 г. Нож «Жар-птица», 2007 г. Ажурное крыло жар-птицы выполняет роль ножен, прикрывая лезвие. Но стоит нажать на кнопку и привести в действие пружину, как крыло устремится вверх.

Более последовательно босховско-брейгелевское видение большой рыбы, пожирающей малую, воплотилось в композиции «Рыбцарь». Здесь тоже не обошлось без стимпанковских веяний — тело крупной хищницы сработано из полированных металлических пластин, посаженных на заклепки, а вся конструкция водружена на колеса. Открывающаяся пасть похожа на пластинчатое забрало — ведь это же «рыбцарь», то есть рыба-рыцарь. Из пасти торчит хвост малой рыбы — если потянуть за него, выяснится, что это рукоятка скрытого в чреве «рыбцаря» ножа.

Избегая деликатных вопросов о конкретных цифрах, мы все же поинтересовались у Евгения, является ли его творчество основным занятием в жизни или на хлеб насущный приходится зарабатывать иным способом. Как выяснилось, несмотря на то что создание отдельного произведения может занимать месяцы, искусство вполне кормит мастера и его семью. И даже остается время на хобби. Евгений чариков собирает радиоприемники и увлекается dx — дальней радиосвязью. По его словам, у него приличная коллекция qsl-карточек, которые рассылаются радиостанциями в ответ на сообщения о подтверждении приема.

Нож «Жар-птица», 2007 г. Нож «Жар-птица», 2007 г.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2009).
Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.