Художнику Грегори Бразертону удается все, за что бы он ни взялся: от компьютерной графики до управления собственной галереей

«Маятник» и «Обсерватория 1» Pendulum «Маятник» (2008) 119х33х23 см, сталь, линзы, планетарная передача, подшипники, долото отбойного молотка Observatory 1 «Обсерватория 1» 41х38х23 см, сталь, линзы, тиковое дерево, велосипедная звездочка, подшипники
ERIS «Эрис» (2007) 122х91х122 см, сварная сталь

Говорят, талантливый человек талантлив во всем. За свою более чем двадцатилетнюю карьеру Грег Бразертон стал известен во всем мире как прекрасный дизайнер, художник, иллюстратор, компьютерный аниматор и скульптор. В его руках самые обычные вещи, будь то пылесос, миксер или автомобиль, превращаются в мифических существ, фантастическое оружие, таинственные предметы, изменяющие нашу повседневную действительность до неузнаваемости. От работ Грега веет пламенным героизмом — и одновременно металлическим холодом. Железной воле художника покорно подчиняются не только твердая сталь и мягкое дерево, но и античная грация, и древние сказания, и блеск современной поп-культуры.

Лиха беда начало

Грег Бразертон родился в 1968 году в Айове и с детства вел полукочевой образ жизни. Бóльшую часть времени он жил в штатах Юта и Колорадо. Интерес к технике проснулся в маленьком Грегори примерно в пять лет. Как и у многих детей, он выражался прежде всего в стремлении разбирать на части любую технику, которая попадется под руку. К 12 годам интересы Грега посерьезнели: он научился «разрабатывать полезные ископаемые» во дворе собственного дома с помощью самодельной взрывчатки. Надо отдать ему должное: в ходе экспериментов никто не пострадал.

Видимо, увлечения молодого Бразертона шли вразрез с общепринятыми нормами поведения. К 16 годам он уже был исключен из самых разных муниципальных и частных учебных заведений. В итоге юному дарованию пришлось сдавать так называемый тест на общее образовательное развитие — экзамен, изначально придуманный для адаптации ветеранов Второй мировой войны к мирной жизни и дающий шанс на получение высшего образования лицам, оказавшимся неспособными закончить школу в силу тех или иных причин. С этим «альтернативным аттестатом» Бразертон поступил в Академию искусств Колорадо. Получив диплом в области графического дизайна, он стал успешным коммерческим художником и завоевал мировое признание. Работая с графикой, Грег никогда не переставал совершенствовать свое мастерство в качестве скульптора.

«Мои работы — это продукт всепоглощающей маниакальной страсти создавать вещи, — говорит Грегори Бразертон. — Эти скульптуры представляют собой что-то вроде сумбурного беспорядочного коктейля из разных частей механической истории, представленной в сгущенных мрачных красках. Я стараюсь отыскивать героические образы в постоянно развивающейся всеобщей культурной саге. Эти идолы соединяют в себе древнюю мифологию и современную поп-культуру, наделяя повседневные объекты фантастическими, порой дьявольскими смыслами».

Галерея свинца

В настоящее время Грегори Бразертон вместе с женой и сыном живет и работает в Сан-Диего, штат Калифорния. Он продолжает рисовать и создавать необычные скульптуры. Кроме того, Бразертон руководит собственной галереей современного искусства Device, в которой собраны скульптуры и картины художников, близких по духу самому Грегу. Некоторые из них уже знакомы читателям «Популярной механики», например Кристофер Конте — скульптор-протезист или Джереми Майер — любитель разбирать старые печатные машинки и наделять их новой жизнью в форме диковинных существ.

Тяжелый характер современной скульптуры диктуют сами материалы: это жесткая, местами грубая кованая сталь, безразличный безжизненный пластик и лишь изредка — живое дерево, практически всегда обрамленное холодным металлом. Смысловая тяжесть этих работ берет свои корни и в технологии их создания: ручная ковка, газовая сварка, резка металла — тут уж не до сантиментов. Однако и живопись, представленная в галерее Device, выполнена все в тех же мрачных красках. Центральное место в экспозиции занимают картины знаменитого Ганса Рудольфа Гигера, иконы современного сюрреализма. Мировое признание Гигер заслужил прежде всего как автор монстра из фильма «Чужой».

Особое место в коллекции Бразертона занимают картины художника из России, Эдуарда Аниконова. Эдуард родился в 1966 году в Магнитогорске, городе тяжелой промышленности и металлургии. Его грубый, решительный, экспрессивный живописный стиль как нельзя лучше способен выразить всю тяжесть и грандиозность индустрии. Несмотря на то что работы художника по большей части экспонируются в США и Европе, Эдуард по‑прежнему живет и черпает вдохновение в родном городе.

Безусловно, в своей галерее Грегори и Эмми Бразертон собрали коллекцию работ товарищей по интересам. Далеко не все современное искусство выражает тоску по индустриальной механике, транслирует скептически-ироничное отношение к окружающему миру, предлагает задуматься о смерти, боли и тяжести жизни, погрузиться в красоту зла. И все же таких работ — талантливых, красивых, завораживающих — набралось на целую галерею. Не зря говорят: идеи витают в воздухе. И похоже, в воздухе, которым мы дышим, пока еще слишком много свинца.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2009).