Современные художники и современные ученые порой мало отличаются друг от друга. Существа, родившиеся в мастерской скульптора Кена Ринальдо, с равным успехом могли бы появиться на свет в одной из экспериментальных робототехнических лабораторий какого-нибудь технического университета

Conception 1985
Abstract instrument 1986
Mediated encounters 1998

В описаниях своих работ Кен то и дело ссылается на труды биологов, физиков, программистов, которые помогали ему воплощать в жизнь творческие замыслы. Свои творения художник вместе с помощниками проектирует в инженерных системах трехмерного моделирования и собирает из сложных механических и электронных компонентов — микропроцессоров, шаговых электродвигателей, инфракрасных и ультразвуковых сенсоров, радиопередатчиков и приемников. Скульптуры представляют собой сложные кинематические и электронные схемы, которые работают по постоянно совершенствующимся программам.

Сходство художников и ученых неудивительно. И те и другие ставят перед собой общую цель — разобраться в принципах существования живых существ и общества, попытаться воссоздать жизнь своими руками и добиться максимального взаимопроникновения и взаимопонимания живой природы и рукотворной среды. «Я верю в синтез науки и искусства, — говорит Кен Ринальдо, — и ученый, и художник задают себе вопросы, проводят исследования, строят гипотезы. Деятельность и того и другого в конечном счете дает толчок к новому восприятию действительности, свежему видению мира». И все же лишь истинным художникам доступна та высочайшая степень эмоционального погружения зрителя в процесс восприятия произведения, которая позволяет превратить его самого в полноценного участника событий, творца и мыслителя. Именно поэтому работы Кена Ринальдо — это не лабораторные демонстрации, а настоящие произведения искусства.

Сердце в пыли

Кен Ринальдо родился в 1958 году в семье художников и изобретателей. Его родители профессионально занимались современным искусством. Французский дед Жан-Винсент Ринальдо был известным художником, а дед из Шотландии — изобретателем-электронщиком. Предок Ринальдо Роберт Фултон, инженер XVIII века, известен как изобретатель первой коммерчески успешной лодки с паровым двигателем. В юности Кен изучал биологию, до 20 лет занимался балетом, учился компьютерной графике и искусству.

Ринальдо вспоминает, как в далеком 1969 году ему посчастливилось побывать на выставке EAT (Experiments with Arts and Technologies, «Эксперименты с искусством и технологиями») в Бруклинском музее. 11-летний Кен был потрясен работой Жана Дюпеи «Стук сердца в пыли» (Heart beats dust). Зрителям предлагалось взять медицинский фонендоскоп и приложить его к собственному сердцу. Стук сердца усиливался и подавался на динамик, который подбрасывал в воздух ярко-красную пыль. Инсталляция позволяла зрителю увидеть работу своего сердца собственными глазами, так наглядно и так поэтично, что Кен запомнил ее на всю жизнь.

Экосистема на благо желудка

Создавая свои работы, Кен старается отыскать способы органичного сосуществования машин и живых организмов.

«Между природой и технологиями образовался колоссальный разрыв, — считает художник. — Биосистемы эволюционировали миллиарды лет, но сейчас техника эволюционирует гораздо быстрее, оказывая давление на природу. Технологии становятся фактором естественного отбора. К примеру, загрязнение окружающей среды приводит к вымиранию особей самых разных видов. В то же время голуби смогли

адаптироваться к жизни в городах, среди высотных зданий, потому что раньше жили на скалах. Сфера человеческих отношений тоже изменилась: люди встречаются в социальных сетях, где действуют особые законы и правила общения».

Ринальдо считает, что биосфера и технология должны объединиться в слаженную симбиотическую систему, чтобы существовать и развиваться в общем темпе, не разрушая друг друга. И деятельность человека, по мнению Кена, должна быть направлена на формирование таких союзов. К примеру, последняя работа художника Farm Fountain («Фонтан-ферма») представляет собой домашнюю искусственную экосистему замкнутого цикла, в которой живут аквариумные рыбы и растут съедобные растения. Между аквариумом и пластиковыми бутылками с растениями постоянно циркулирует вода. Система шлангов — это своего рода кровеносная система Farm Fountain. Бактерии и водоросли очищают воду и кормят рыб. Вырабатываемые рыбами отходы в свою очередь содержат органические вещества, необходимые для роста растений. В домашней ферме Кену удалось вырастить салат-латук, кинзу, мяту, базилик, помидоры, лук, петрушку и водяной кресс. На сайте www.farmfountain.com любой желающий может найти инструкцию по сборке собственного фонтана-фермы.

15 минут славы в Москве

В настоящее время Кен Ринальдо преподает интерактивную инсталляцию, робототехнику и электронику, 3D-моделирование и строительство прототипов, цифровую графику в Университете Огайо. Кроме того, Кен ведет специальную учебную программу «Искусство и технологии». И конечно же, активно занимается творчеством.

Новую работу Кена Ринальдо Paparazzi Bots («Роботы-папарацци») мы сможем увидеть в середине марта в Москве, в галерее «Винзавод». Три робота высотой в человеческий рост будут разъезжать по выставке среди посетителей. Сложная система сенсоров и маневренная мобильная платформа позволяют им передвигаться среди людей с пешеходной скоростью, избегая столкновения со стенами и прочими препятствиями. С помощью камер роботы распознают лица людей. Каждый папарацци преследует единственную цель — отыскать и сфотографировать в толпе знаменитость, чтобы затем передать фото прессе. Однако роботы не смотрят телевизор и не могут отличить звезду экрана от обычного обывателя. Поэтому рядом с таким папарацци каждый сможет почувствовать себя звездой, купающейся в лучах славы под прицелом фотокамер.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2009).