Больше всего скульптора Майкла Ри увлекает идея путешествия во времени. Его кумиры — Стивен Хокинг и Карл Саган, источник вдохновения — научная фантастика и приключенческие фильмы. Нам пока не дано переместиться в прошлое и будущее, но мечты не обязательно должны сбываться.
Машина времени Майкла Ри: деревянные скульптуры
В будущее во всеоружии. Коричневый гром, 2006 год. Майка всегда увлекала идея путешествия во времени. Неизвестно, сколько энергии потребуется, чтобы переместить эту машину в будущее, а вот для передвижения по парку Миллениум в Чикаго хватило мускульной силы членов дружественной Майку рок-группы 3card molly. Футуристическая самоходка по размерам вполне сопоставима с настоящим БМП: длина более 4.5 метров, ширина почти два. Экипаж – водитель и до четырех пассажиров. На постройку у художника ушло три месяца почти непрерывной работы.

Свою творческую карьеру Майкл Ри начинал с вполне традиционных по технике исполнения живописных полотен и, как любой молодой автор, постоянно слышал от критиков, что ему надо «расти». Художник попытался следовать мудрым советам буквально и стал рисовать гигантские полотна, но скоро понял, что ему интересны вещи, соразмерные человеку, и, оставив работу преподавателя основ искусства в школе, вернулся в университет, чтобы учиться скульптуре. В университетской студии Майклу довелось познакомиться с мастерами-деревобработчиками, чьи произведения поразили его своей оригинальностью. Основными приемами работы с деревом Майкл уже владел — он сам готовил рамы для своих живописных полотен.

«Отправьте в космос обезьян, если Ремо Вильямс этого не может», 2005 год «Отправьте в космос обезьян, если Ремо Вильямс этого не может», 2005 год
Ремо Вильямс — киногерой, для которого хождение по воде и отбивание пуль — обычное дело. Но основным источником вдохновения для этой работы послужила другая лента. Фильм «Парни что надо» был снят по культовому роману Тома Вулфа «Битва за космос», рассказывающем о соперничестве США и СССР в космической сфере и первых астронавтах. Майкл был буквально поглощен этой историей и хотел «примерить» опыт первопроходцев на себя. Поэтому космический костюм выполнен точно по размеру художника. Прогулка по автостоянке в скафандре — это, конечно же, шутка. Но восхищение Майка бесконечностью космоса и самоотверженностью его исследователей совершенно искреннее.

Оттачивая новые навыки, художник быстро захламил все пространство своей квартирки в Чикаго, в результате чего спать пришлось в единственном свободном от опилок и стружки месте — в стенном шкафу. Сейчас Майкл владеет просторной мастерской, но и там негде повернуться от заготовок и обрезков. Здесь же хранятся и готовые работы, среди которых есть вещи реалистичные, фантазийные и совсем фантастические. Деревянные копии инструментов для деревообработки абсолютно точны, как и набор музыкальных инструментов, колонок и усилителей, достаточных для оснастки полноценной рок-группы. Фантастические же вещи поражают своей масштабностью — двадцатиствольная пушка, стреляющая помимо пуль гарпунами и ракетами, и почти трехметровые доспехи для путешествий во времени сразу становятся центром притяжения зрителей на любой выставке.

Протезный костюм для Стивена Хокинга в японском стиле, 2007 год Протезный костюм для Стивена Хокинга в японском стиле, 2007 год
Идея этого шуточного костюма родилась во время работы над машиной времени. Толстой броней и мощными механическими кулаками Майкл хочет защитить во время путешествия в будущее своего кумира — астрофизика и популяризатора науки Стивена Хокинга, уже более тридцати лет прикованного к инвалидному креслу. Но, по словам автора, у костюма есть еще одна, уже вполне серьезная художественная функция. Этой скульптурой художник стремился выразить свой взгляд на взаимоотношения внешнего и внутреннего. Человек, желающий почувствовать себя сильным и властным, забираетсяя в костюм и обнаруживает, что он полностью обездвижен и порабощен тем, что, как казалось, было призвано ему служить.

О пользе некурения

Выставок могло бы быть больше, если б не трудности транспортировки. Чтобы отправиться на шоу, Майкл Ри сам садится за руль арендованного грузовика. Доходов от продажи небольших работ вполне хватает на аренду и бензин, а после того как скульптор бросил курить, существенно увеличился и бюджет на покупку материалов для новых скульптур. Майкл использует весьма ограниченный набор — сосна, красное дерево, веревки, мешковина, строительная пена. Художник пробовал работать и с другими материалами. После опытов с металлом он считает себя хорошим сварщиком, а в последние полгода активно экспериментирует с травленым стеклом. Однако дерево остается любимым материалом — не только благодаря его податливости и дешевизне, но и по идейным соображениям. Главный вопрос для Майкла-художника — взаимоотношения человека и времени. По его мнению, именно дерево как нельзя лучше передает мысль о тленности всего существующего. Все в мире временно, и красота прячется где-то между мгновениями. Смириться с этим помогает юмор. В каждой работе Майкл находит повод подшутить над собой и своими увлечениями.

«Я хочу создавать то, чего на самом деле нет и что всегда останется мечтой. Поэтому мои работы основаны в большей степени на фантазии, чем реальности. Суть вещей недостижима, и не стоит даже пытаться ее постичь.»

Он ценит даже неуместные шутки и любит, когда люди цитируют фильмы, — ему нравится наблюдать, как на несколько секунд стирается грань между выдумкой и реальностью.

Лисистрата, 2005 год Лисистрата, 2005 год «Лисистрата» по‑гречески означает «разрушительница войны». Так древнегреческий драматург Аристофан назвал свою героиню, которая сумела положить конец войнам, уговорив всех женщин не общаться с мужьями до тех пор, пока они не замирятся. По Аристофану, способ оказался действенным. Майкл Ри, судя по всему, предлагает бороться с войной юмором. Отец Майкла воевал во Вьетнаме, его рассказы и фильм Стэнли Кубрика «Цельнометаллическая оболочка» послужили толчком для создания деревянной винтовки М-16, самое место которой — в запертом ящике. Пушка «Лисистрата» была придумана три года назад как часть художественной инсталляции. Любой желающий может встать на постамент, обильно политый «потеками» деревянной крови и усыпанный отстрелянными (конечно, деревянными) гильзами, чтобы почувствовать себя супергероем. Удержать на весу почти полутораметровое сооружение даже супергерою явно не под силу, поэтому пушка подвешена к потолку на веревке, длину которой легко регулировать. В боевой комплект стрелка помимо пушки входит каска, бронежилет, штык, полевая сумка и фотоаппарат.

Но сам процесс…

Все свои работы художник выполняет исключительно по памяти, крайне редко пользуясь предварительными набросками. Все что есть для начала — это идея будущей скульптуры, общее представление о том, что хочется сделать. Майкл начинает с чего-то одного и дальше — деталь за деталью — формирует новое произведение. В большинстве случаев, чтобы оценить масштаб фрагментов, он просто сравнивает заготовку с пропорциями собственного тела. Работа над одной скульптурой занимает от трех недель до трех месяцев. За это время исходная идея может существенно трансформироваться под впечатлением от чего угодно — фильма, книги, музыки, разговора. Художник не ставит перед собой глобальных задач, а старается получать удовольствие от самого процесса работы. И если постоянно помнить о бренности бытия, это, наверное, самый верный подход.

Ковчег завета, 2007 год Ковчег завета, 2007 год В первом фильме авантюрно-археологической эпопеи Индиана Джонс отправился на поиски библейского ковчега, где хранились скрижали с десятью заповедями. По легенде, армия, владеющая этим артефактом, становится непобедимой. Об этом художник вспомнил, когда началась недавняя война в Ираке. У Майкла была личная причина желать американским солдатам скорой победы: среди них была его подруга. Как признается художник, «война подспудно входит в мою жизнь. Я хотел бы думать о своей работе как о чем-то фантастическом, но от реальности никуда не убежишь».

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2009).
Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.