В Канаде любят художников, особенно молодых. Чтобы поддержать такую нематериальную субстанцию, как вдохновение, устроители премии Sobey Art Award каждый год вручают самому, на их взгляд, выдающемуся художнику, не перевалившему за сорокалетний рубеж, вполне себе материальные 50 000 долларов. В прошлом году взгляд членов жюри чаще всего падал на ощерившийся ножками четырехметровый шар из стульев работы Мишеля де Бруэна.
Подсудное искусство Мишеля де Бруэна: легко ли стать художником?
Black Whole Conference 2006, 72 стула, 400 см в диаметре. Инсталляция состоит из большой сферы, составленной из скрепленных между собой стульев. Их ножки соединены друг с другом, что и удерживает стулья вместе. В этой сферической «комнате для совещаний» нет центрального места, а значит, нет начальника – все участники разговора равны. Стулья работают как иммунная система, не пропуская внутрь и отбрасывая от себя то, что их окружает. Будучи массивным объектом в пространстве галереи, сфера действует как центр притяжения, вокруг которого вращаются остальные предметы. По мысли художника, эта реорганизация материи восходит к «большому взрыву», при котором древний порядок совещательной комнаты был взорван. Де Бруэн предлагает новую модель человеческого общения.

Черная дыра мира

Чем, кажется, хорошо современное искусство — при желании каждый может почувствовать себя мастером. Это вам не итальянское Возрождение или французское барокко, когда художнику, прежде чем взять в руки кисть, надо лет пять получать подзатыльники за невыметенный пол и плохо разведенные краски. Берешь офисные стулья, скрепляешь их ножками, придумываешь концептуальное название понепонятней и — вуаля! — раздаешь интервью и получаешь премии. Конечно, после громкого успеха де Бруэна громоздить друг на друга стулья будет явным плагиатом. Но присмотритесь — вокруг полно канцелярщины, которая при творческом подходе вполне может трансформироваться в новомодную инсталляцию, и галереи Европы и Америки, где проходили персональные выставки и перформансы нашего героя, будут наперебой приглашать вас поучаствовать в экспозиции. Ну как, получается? Нет идеи, говорите? Увы, вот потому мы с вами и не выдающиеся художники.

Имя: Мишель де Бруэн // Год рождения: 1970 // Место рождения: Монреаль, Канада // Место работы: Монреаль, Берлин // Образование: Университет Квебека, магистр изобразительных искусств // Профессия: свободный художник // Цель творчества: довести до предела функции предметов, чтобы показать их абсурдность.

Фонтаны идей

У Мишеля де Бруэна идей полно. Можно сказать, он ими фонтанирует. Иногда практически в прямом смысле. В солидных музеях рядом с произведением обязательно найдется табличка, где подробнейше указано, из чего или чем это самое произведение сделано. Что бы вы подумали, прочитав в каталоге: «Мусорный контейнер, насос, фильтр, свет, система подогрева»? Вряд ли угадаете. Это инсталляция Blue Monochrom («Голубой монохром») — емкость, в которую закачано 1649 литров отфильтрованной и хлорированной воды. Внутренняя сторона контейнера покрыта голубым водонепроницаемым материалом, что вкупе с фильтром обеспечивает чистоту его содержимого (видно, чтобы посетители не брезговали лезть в бывший мусорный бак). Мощные струи, генерируемые насосом, будут стимулировать ваше чувственное переживание. Если лень ехать в художественную галерею, можете просто забраться в джакузи. Чувственное переживание гарантировано, а вот эстетического точно лишитесь — не будет чувства сопричастности высокому искусству.

Dead Star 2008, батарейки, уретан, полистирол Dead Star 2008, батарейки, уретан, полистирол «Мертвая звезда» сделана из отслуживших свой срок батареек. Как и небесное светило, скульптура, оставленная в покое, медленно остыла, поскольку внутри нее не происходит никаких электрических процессов. Сотни тысяч батареек каждый день используются в домашних электроприборах и заканчивают свой жизненный цикл на помойках или в лучшем случае на предприятии по переработке отходов. Мишель де Бруэн избавил их от бесславной смерти, собрав в новую цельную сущность.

Мусорной теме в творчестве де Бруэна посвящено и такое сложное для восприятия произведение, как перформанс Reparations — A revaluation of waste («Компенсация — Переоценка отходов»). Идея в том, что на улицах городов скапливается огромное количество мусора, который надо куда-то девать. Собранные на улицах пластиковые бутылки художник, как ракеты, отправлял в небо с помощью велосипедного насоса, накачивая в них смесь из воды и воздуха. Судя по фото, фонтанчики получались метра по три в высоту. Объектом искусства стал сам насос, а также фото- и видеосъемка процесса. Можно подумать, что Мишель де Бруэн решил привлечь внимание к экологическим проблемам мегаполисов, но вот в чем загвоздка: он свято убежден, что у искусства нет предназначения. Оно свободно от каких-либо функций и смыслового содержания. Наверное, поэтому за кадром осталась завершающая часть перформанса: относил ли художник в мусорку вновь упавшие бутылки, ведь силы велосипедного насоса явно не хватило, чтобы отправить их в космос?

Вместо «я создаю искусство» я бы предпочел сказать «искусство создает меня». Искусство влияет на меня и преобразует. Красота — трудная штука. Людям нравится то, что они понимают. Я же должен поделиться тем, чем не собираюсь делиться.

Любишь кататься, люби и «бьюик» возить

Техника во множестве своих проявлений занимает в творчестве Мишеля де Бруэна центральное место. «Усики» разбитой лампочки присоединены к вилке электромиксера — это Speed of Light («Скорость света»), будильник под колпаком вакуумного насоса — Silent Screaming («Беззвучный крик»), электромагниты на металлической поверхности — Stick to Resist («Приклей, чтобы сопротивляться»). Но главные шедевры художника явно представлены в разделе «транспортные средства».

Blue Monochrom 2003 Blue Monochrom 2003 Детали: мусорный контейнер, насос, фильтр, свет, система подогрева. Работа, выставленная в музее современного канадского искусства, вызывает у посетителей стойкие ассоциации с dumpster-дайвингом. Это вид молодежного уличного спорта, когда участники соревнований ныряют в мусорный контейнер, как в бассейн (кто глубже и эффектнее), не обращая внимания на аромат и консистенцию «воды» и риск пораниться осколками выброшенных бутылок.

В 2005 году был создан «Совместно движимый автомобиль» (Shared Propulsion Car). С виду так обычный потрепанный Buick Regal 1986 года выпуска. Но главное в искусстве не внешнее проявление, а внутренний смысл. Или, как уже писалось выше, его отсутствие. Поэтому у «бьюика» отсутствуют двигатель, трансмиссия, подвеска, днище, стекла и прочие обычно необходимые детали. Зато появились пластиковые сиденья вроде кафешных и — самое главное — система педальных приводов для водителя и пассажиров. Помните машинки, на которых катались по парку в детстве? Вот так же действует и этот эстетически значимый объект. Четыре человеческие силы способны обеспечить максимальную скорость в 15 км/ч. Первый выход, точнее, выезд в свет состоялся в Нью-Йорке. То ли пробки в этом городе круче московских, то ли нью-йоркские полицейские заняты исключительно поиском террористов, но никаких претензий к художнику не было. Зато дорожный патруль канадского Торонто оказался более внимательным. «Бьюик» был частью экспозиции в местном художественном центре, но иногда выезжал за пределы выставки, чтобы посетители своими силами придали новый импульс развитию современного искусства. Однажды автомобиль, явно отстающий от общего потока, привлек к себе внимание стражей порядка. Увидев, что вместо двигателя у авто педали, а вместо фар церковные свечки, полицейские не стали рассуждать о функциях прекрасного, а тут же выписали шоферу штраф за управление небезопасным транспортным средством. Тратить премию на штрафы создателю машины не хочется. Но художник по определению не может сказать «денег жалко», поэтому суду предстоит решить, прав ли де Бруэн, утверждающий: «Бьюик' не мог нарушить закон в принципе, потому как транспортным средством не является».

Silent Screaming 2006, будильник, вакуумный насос Silent Screaming 2006, будильник, вакуумный насос Каждая работа выстраивается во взаимоотношениях со своим контекстом. А контекст всякий раз новый. Посеять сомнения в общепринятом, чтобы создать необходимость нового и затем воплотить это новое в жизнь, — такова тайная задумка художника.

Контекстуальное решение

Гуляя по лесу во французском Эльзасе близ гор Вогезов, вы рискуете потерять ощущение реальности. Виной тому художественная инсталляция, установленная нашим героем прямо среди деревьев. Он ни много ни мало решил исказить пространство, для чего соорудил из цемента «холмик» с хаотически расположенными плоскими гранями и обклеил их кусками зеркала. Эта работа, названная Superficial («Поверхностное»), как нельзя лучше иллюстрирует утверждение художника о том, что произведение искусства создается его контекстом. И правда, поставь зеркальный монумент на улице, да даже передвинь на пару метров в том же лесу — изобразительный ряд получится совершенно иным. И не надо рефлексировать над этим эстетическим объектом, он вас сам отрефлексирует.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2008).
Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.