Возьмите рулевую рейку от «фольксвагена», пару автомобильных амортизаторов, несколько пружин от мотоциклетных стоек, авиационную турбину, горстку подшипников, добавьте холодильных компрессоров и велосипедных звездочек. Можете сделать из всего этого ангела? Для скульптора Юрия Шурупова это обычное дело.

Ряд искусствоведов и коллекционеров считают Шурупова лучшим скульптором в России. Его произведения высоко оценили в Англии, Германии, Финляндии, Швеции, Польше, США, Иране, Индии и многих других странах. Работами художника интересуется закупочная комиссия Третьяковской галереи. Между тем техника Шурупова весьма необычна для скульптуры в традиционном ее понимании. «Я не люблю лепить из пластилина, возиться с формами и отливать бронзовые статуи», — говорит Юрий. Шурупов работает непосредственно со сталью. Его инструмент — это сварочный аппарат и аппарат для плазменной резки металла, а также шлифовальные машинки, болгарки, дрели и кузнечный молот.

2003 год. Пиявка 2003 год. Пиявка

Помимо стального листа и прутка в ход идут детали самых разных машин и механизмов: от автомобилей и самолетов до холодильников и пишущих машинок. «Механизмы восхищают меня своей красотой, совершенством инженерного замысла и идеальной гармонией функции и формы, — говорит Юрий. — Некоторые из них так прекрасны, что рука не поднимается их разрезать или переварить». Однако в большинстве случаев Шурупов твердой рукой, вооруженной сварочным аппаратом, наделяет привычные устройства новым смыслом. В мастерской среди материалов для его работ можно обнаружить такую экзотику, как купленный за копейки аварийный пускатель от самолета Як-42, старый промышленный кинопроектор размером с письменный стол или авиационный насос, найденный на свалке.

2003 год. Дракон (Кибердракон) 2003 год. Дракон (Кибердракон)

В скульптуру Шурупов пришел с солидным багажом, как в плане жизненного опыта, так и с точки зрения творческих навыков. В молодости он работал архитектором и учился в МАрхИ, увлекался живописью и графикой, работал реставратором. Некоторое время был свободным художником, освоил ювелирное искусство, но позже разочаровался в нем: кропотливая работа на крохотном пространстве не позволяла ему полностью раскрыть творческий потенциал. Юрий успел поработать дизайнером интерьеров, а затем грянул кризис, и художник подался в автосервис. Так в жизни Юрия Шурупова появился металл. «До этого я ничего тяжелее кисти в руках не держал, — вспоминает он. — В автосервисе я освоил множество технологий обработки металла, научился варить по‑взрослому: в скафандре, с огромным электродом». Вскоре у Юрия появилась своя мастерская с полным набором качественного оборудования для обработки металла.

Как известно, искусство — это не что иное, как материальное воплощение жизненного опыта автора, которым он делится со зрителем. Расстелив ковровую дорожку остроумных смыслов и безупречного ювелирного исполнения, скульптор Юрий Шурупов приглашает нас в свой мир. И поверьте, ему есть чем поделиться.

2006 год. Ангел Буратино 2006 год. Ангел Буратино

Деревянные крылья

«Я воспринимаю «Буратино» как религиозную притчу, — говорит Юрий. — Итальянский Пинокио в конце сюжета превратился в человека. В сказке Толстого Буратино ни в кого не превращается. Пройдя через множество испытаний, искушений и страданий, он находит заветную дверь и становится проводником в другой мир для своих друзей, как и подобает ангелу». Буратино запечатлен в состоянии растерянности: в каждой руке он держит по ключу, и какой из них откроет ту самую дверь — неизвестно. Он уже прошел долгий путь, у него за спиной уже начали расти крылья. «Ангел Буратино» — одна из самых сложных работ Юрия Шурупова, демонстрирующих его мастерство в работе с самыми разными материалами, от твердого холодного металла до теплого мягкого дерева. Если присмотреться, можно заметить, что за сетью сосудов в разверстых внутренностях героя скрываются многочисленные детали от пишущих машинок — дань литературному происхождению персонажа. Еще одна тонкая материя, которой виртуозно владеет Юрий — художественный смысл. Он полгода работал над этим ангелом, еще даже не сделав макет. «Все образы сначала долго осмысливаются, переживаются и трансформируются, чтобы затем воплотиться в материале», — говорит художник.

2007 год. Демон Карабас 2007 год. Демон Карабас

Бородатое зло

«Демон Карабас» был создан, как композиционный антипод «Буратино», — говорит Юрий, — он был не очень интересен мне сам по себе, но мог помочь дополнительно оживить образ «Буратино» в скульптурной композиции на выставке". Карабас — яркий пример длительной работы над образом. Юрий долго пытался раскрыть его демоническую сущность через ужасный устрашающий облик. В эскизах и набросках злодей успел побывать паукообразным многоруким чудовищем, гигантской пастью, тихим ужасом на коготках и прочей нечистью из фильмов ужасов. Наконец художник разочаровался в страшных демонах и решил сделать Карабаса смешным карикатурным персонажем. В конце концов, Карабас-Барабас управлял кукольным театром — почему бы ему самому не быть куклой? Так «Демон Карабас» получил кукольную голову из корпуса холодильного компрессора, кукольную тушку и марионеточный рот. Сила Карабаса в бороде, поэтому на ней он и передвигается. Кстати, за изучением бороды «Демона Карабаса» можно провести немало времени: в нее вплетено множество самых разных ключей, многие из которых не существуют в реальности — их придумал и вырезал сам скульптор. В итоге между двумя обладателями ключей — Буратино и Карабасом — на выставочном стенде разыгрывается своеобразное астральное карате.

2005 год. Ангел космонавт 2005 год. Ангел космонавт

Инопланетный гость

«Ангел-космонавт» воссоздан по представлениям древних людей — наскальным рисункам, древним мифам, обычаям. Этот персонаж когда-то был на Земле и воспринимался людьми как божество, на самом же деле он был инопланетным космонавтом. Слово «ангелос» переводится с древнегреческого как «посланец, вестник», и «Ангел-космонавт» тоже несет людям добрую весть. Возможно, это любовь — космонавт держит на взводе лук, который может быть заряжен стрелой амура. За спиной ангела — крылья с четырьмя реактивными двигателями. «Ангел-космонавт» рождался долго: объемный металлический каркас обрастал доспехом из листового металла не менее полугода. Юрий извел на сварку два баллона ацетилена и восемь катушек проволоки. Пустотелый разборный исполин получился относительно легким для своего полного человеческого роста — всего 50 кг. При ближайшем рассмотрении в многочисленных украшениях космонавта можно распознать детали от велосипедов — переключатели передач, тормозные рычаги, звездочки. На груди ангела красуется его магический символ. А чуть пониже спины скромно расположился еще один небольшой знак — клеймо скульптора.

2004 год. Ангел стрелок 2004 год. Ангел стрелок

Небесный страж

«Ангел стрелок» — рядовой солдат небесного воинства, образ которого воссоздан Юрием по библейским представлениям. Это уникально сложная работа с точки зрения безупречной анатомической пластики и внутренней динамики персонажа. Эту уверенную стойку, этот напряженный изгиб спины невозможно было реализовать в макете, и чтобы добиться такой внутренней энергетики позы, Юрию пришлось многократно переделывать скульптуру уже в материале. В застывшем движении ангела безошибочно читается: он только что выстрелил и не промахнулся, ибо промахнуться не мог. В руках воина страшное оружие — новая рулевая рейка от Volkswagen Passat американской сборки с гидроусилителем! Шлем ангела — не что иное, как металлический футляр от микроскопа, а голова — турбина гидротрансформатора автоматической коробки передач. Кожа небесного стража — из просечного железа (такое остается, когда из металлического листа выштамповывают шайбы) и пластин сердечников от холодильных компрессоров. За плечами ангела крылатый реактивный ранец с изменяемым вектором тяги: сопла можно поворачивать в нужном направлении руками. Когда-то Юрий делал кинетические скульптуры, положение которых можно менять, но затем решил отказаться от этой идеи, чтобы оставить за собой право идеально выверять пластику работы.

2004 год. Бронеёжик 2004 год. Бронеёжик

Техногенная фауна

«Почему все не любят и обижают пиявок?» — подумал однажды скульптор Шурупов и решил: пиявка тоже может быть ангелом! Однако приделать пиявке крылья Юрий все же не решился, ограничившись лишь двумя раструбами от автомобильного гудка: ведь ангел — это вестник. «Пиявка-трубач» очень похожа на свой прототип из подраздела первичноротых слегка сплющенным тельцем и жирным переливающимся блеском: животное сварено из разноцветных металлов и покрыто толстым слоем лака. Художник любит устраивать перекличку между техногенной современностью и органическим миром природы. Взять хотя бы «Бронеёжика», который улыбается, радуясь возможности покататься на гусеницах. В какой-то момент Юрий даже собирался оснастить эту скульптуру электродвигателями от автомодельки. Броня ежику очень кстати: ведь на самом деле он — шкатулка, в которой можно хранить ценные вещи. Добрый лесной житель лично заботится о вверенном ему имуществе и носит ключ вместо сережки в собственном ухе. Среди работ Юрия Шурупова можно встретить самых разных представителей флоры и фауны: от свирепых хищников волка и дракона до обитателей морских глубин моллюска и креветки, от крохотных насекомых богомола и бабочки до больших старых деревьев.

2005 год. Пиявка-трубач 2005 год. Пиявка-трубач

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2008).