РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Живой металл Юрия Шурупова

Возьмите рулевую рейку от «фольксвагена», пару автомобильных амортизаторов, несколько пружин от мотоциклетных стоек, авиационную турбину, горстку подшипников, добавьте холодильных компрессоров и велосипедных звездочек. Можете сделать из всего этого ангела? Для скульптора Юрия Шурупова это обычное дело.
Тэги:

Ряд искусствоведов и коллекционеров считают Шурупова лучшим скульптором в России. Его произведения высоко оценили в Англии, Германии, Финляндии, Швеции, Польше, США, Иране, Индии и многих других странах. Работами художника интересуется закупочная комиссия Третьяковской галереи. Между тем техника Шурупова весьма необычна для скульптуры в традиционном ее понимании. «Я не люблю лепить из пластилина, возиться с формами и отливать бронзовые статуи», — говорит Юрий. Шурупов работает непосредственно со сталью. Его инструмент — это сварочный аппарат и аппарат для плазменной резки металла, а также шлифовальные машинки, болгарки, дрели и кузнечный молот.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
2003 год. Пиявка

Помимо стального листа и прутка в ход идут детали самых разных машин и механизмов: от автомобилей и самолетов до холодильников и пишущих машинок. «Механизмы восхищают меня своей красотой, совершенством инженерного замысла и идеальной гармонией функции и формы, — говорит Юрий. — Некоторые из них так прекрасны, что рука не поднимается их разрезать или переварить». Однако в большинстве случаев Шурупов твердой рукой, вооруженной сварочным аппаратом, наделяет привычные устройства новым смыслом. В мастерской среди материалов для его работ можно обнаружить такую экзотику, как купленный за копейки аварийный пускатель от самолета Як-42, старый промышленный кинопроектор размером с письменный стол или авиационный насос, найденный на свалке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
2003 год. Дракон (Кибердракон)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В скульптуру Шурупов пришел с солидным багажом, как в плане жизненного опыта, так и с точки зрения творческих навыков. В молодости он работал архитектором и учился в МАрхИ, увлекался живописью и графикой, работал реставратором. Некоторое время был свободным художником, освоил ювелирное искусство, но позже разочаровался в нем: кропотливая работа на крохотном пространстве не позволяла ему полностью раскрыть творческий потенциал. Юрий успел поработать дизайнером интерьеров, а затем грянул кризис, и художник подался в автосервис. Так в жизни Юрия Шурупова появился металл. «До этого я ничего тяжелее кисти в руках не держал, — вспоминает он. — В автосервисе я освоил множество технологий обработки металла, научился варить по-взрослому: в скафандре, с огромным электродом». Вскоре у Юрия появилась своя мастерская с полным набором качественного оборудования для обработки металла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как известно, искусство — это не что иное, как материальное воплощение жизненного опыта автора, которым он делится со зрителем. Расстелив ковровую дорожку остроумных смыслов и безупречного ювелирного исполнения, скульптор Юрий Шурупов приглашает нас в свой мир. И поверьте, ему есть чем поделиться.

2006 год. Ангел Буратино
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Деревянные крылья

«Я воспринимаю "Буратино" как религиозную притчу, — говорит Юрий. – Итальянский Пинокио в конце сюжета превратился в человека. В сказке Толстого Буратино ни в кого не превращается. Пройдя через множество испытаний, искушений и страданий, он находит заветную дверь и становится проводником в другой мир для своих друзей, как и подобает ангелу». Буратино запечатлен в состоянии растерянности: в каждой руке он держит по ключу, и какой из них откроет ту самую дверь – неизвестно. Он уже прошел долгий путь, у него за спиной уже начали расти крылья. «Ангел Буратино» – одна из самых сложных работ Юрия Шурупова, демонстрирующих его мастерство в работе с самыми разными материалами, от твердого холодного металла до теплого мягкого дерева. Если присмотреться, можно заметить, что за сетью сосудов в разверстых внутренностях героя скрываются многочисленные детали от пишущих машинок – дань литературному происхождению персонажа. Еще одна тонкая материя, которой виртуозно владеет Юрий – художественный смысл. Он полгода работал над этим ангелом, еще даже не сделав макет. «Все образы сначала долго осмысливаются, переживаются и трансформируются, чтобы затем воплотиться в материале», — говорит художник.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
2007 год. Демон Карабас

Бородатое зло

«Демон Карабас» был создан, как композиционный антипод «Буратино», — говорит Юрий, — он был не очень интересен мне сам по себе, но мог помочь дополнительно оживить образ «Буратино» в скульптурной композиции на выставке». Карабас – яркий пример длительной работы над образом. Юрий долго пытался раскрыть его демоническую сущность через ужасный устрашающий облик. В эскизах и набросках злодей успел побывать паукообразным многоруким чудовищем, гигантской пастью, тихим ужасом на коготках и прочей нечистью из фильмов ужасов. Наконец художник разочаровался в страшных демонах и решил сделать Карабаса смешным карикатурным персонажем. В конце концов, Карабас-Барабас управлял кукольным театром – почему бы ему самому не быть куклой? Так «Демон Карабас» получил кукольную голову из корпуса холодильного компрессора, кукольную тушку и марионеточный рот. Сила Карабаса в бороде, поэтому на ней он и передвигается. Кстати, за изучением бороды «Демона Карабаса» можно провести немало времени: в нее вплетено множество самых разных ключей, многие из которых не существуют в реальности – их придумал и вырезал сам скульптор. В итоге между двумя обладателями ключей – Буратино и Карабасом – на выставочном стенде разыгрывается своеобразное астральное карате.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
2005 год. Ангел космонавт

Инопланетный гость

«Ангел-космонавт» воссоздан по представлениям древних людей – наскальным рисункам, древним мифам, обычаям. Этот персонаж когда-то был на Земле и воспринимался людьми как божество, на самом же деле он был инопланетным космонавтом. Слово «ангелос» переводится с древнегреческого как «посланец, вестник», и «Ангел-космонавт» тоже несет людям добрую весть. Возможно, это любовь – космонавт держит на взводе лук, который может быть заряжен стрелой амура. За спиной ангела – крылья с четырьмя реактивными двигателями. «Ангел-космонавт» рождался долго: объемный металлический каркас обрастал доспехом из листового металла не менее полугода. Юрий извел на сварку два баллона ацетилена и восемь катушек проволоки. Пустотелый разборный исполин получился относительно легким для своего полного человеческого роста – всего 50 кг. При ближайшем рассмотрении в многочисленных украшениях космонавта можно распознать детали от велосипедов – переключатели передач, тормозные рычаги, звездочки. На груди ангела красуется его магический символ. А чуть пониже спины скромно расположился еще один небольшой знак – клеймо скульптора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
2004 год. Ангел стрелок

Небесный страж

«Ангел стрелок» — рядовой солдат небесного воинства, образ которого воссоздан Юрием по библейским представлениям. Это уникально сложная работа с точки зрения безупречной анатомической пластики и внутренней динамики персонажа. Эту уверенную стойку, этот напряженный изгиб спины невозможно было реализовать в макете, и чтобы добиться такой внутренней энергетики позы, Юрию пришлось многократно переделывать скульптуру уже в материале. В застывшем движении ангела безошибочно читается: он только что выстрелил и не промахнулся, ибо промахнуться не мог. В руках воина страшное оружие – новая рулевая рейка от Volkswagen Passat американской сборки с гидроусилителем! Шлем ангела – не что иное, как металлический футляр от микроскопа, а голова – турбина гидротрансформатора автоматической коробки передач. Кожа небесного стража – из просечного железа (такое остается, когда из металлического листа выштамповывают шайбы) и пластин сердечников от холодильных компрессоров. За плечами ангела крылатый реактивный ранец с изменяемым вектором тяги: сопла можно поворачивать в нужном направлении руками. Когда-то Юрий делал кинетические скульптуры, положение которых можно менять, но затем решил отказаться от этой идеи, чтобы оставить за собой право идеально выверять пластику работы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
2004 год. Бронеёжик

Техногенная фауна

«Почему все не любят и обижают пиявок?» — подумал однажды скульптор Шурупов и решил: пиявка тоже может быть ангелом! Однако приделать пиявке крылья Юрий все же не решился, ограничившись лишь двумя раструбами от автомобильного гудка: ведь ангел – это вестник. «Пиявка-трубач» очень похожа на свой прототип из подраздела первичноротых слегка сплющенным тельцем и жирным переливающимся блеском: животное сварено из разноцветных металлов и покрыто толстым слоем лака. Художник любит устраивать перекличку между техногенной современностью и органическим миром природы. Взять хотя бы «Бронеёжика», который улыбается, радуясь возможности покататься на гусеницах. В какой-то момент Юрий даже собирался оснастить эту скульптуру электродвигателями от автомодельки. Броня ежику очень кстати: ведь на самом деле он – шкатулка, в которой можно хранить ценные вещи. Добрый лесной житель лично заботится о вверенном ему имуществе и носит ключ вместо сережки в собственном ухе. Среди работ Юрия Шурупова можно встретить самых разных представителей флоры и фауны: от свирепых хищников волка и дракона до обитателей морских глубин моллюска и креветки, от крохотных насекомых богомола и бабочки до больших старых деревьев.

2005 год. Пиявка-трубач
Загрузка статьи...