Доспехи Джеффа де Боера уравнивают шансы в вечной войне котов и мышей.
Сергей Апресов

В 1963 году в канадском городе Калгари в семье иммигрантов из Голландии Энди и Марии де Боер родился четвертый ребенок — Джефф. Его отец был профессиональным жестянщиком, поэтому мальчик с самых ранних лет был очарован безграничными возможностями металла. Неудивительно, что в возрасте пяти лет Джефф твердо решил стать художником — он рисовал, писал картины, но более всего ему нравилось изготавливать то, что можно пощупать руками. Он навсегда запомнил высказывание отца, который учил его: «Используй металл везде, где это возможно. А если не получается — возьми молоток побольше».

Gladiator cat (Кот-гладиатор), 2008, бронза, дерево Gladiator cat (Кот-гладиатор), 2008, бронза, дерево

Доблесть офисных крыс

В школьные годы де Боер был типичным аутсайдером. Пока его одноклассники играли в хоккей и ходили на свидания с болельщицами, Джефф воплощал в мастерской отца свои средневековые фантазии. К 11-му классу он завершил работу над полноразмерными рыцарскими доспехами. Но лишь на втором курсе Колледжа искусств, обучаясь ювелирному делу, Джефф создал шедевр, который стал его визитной карточкой, — доспехи для мыши. «Слабая беззащитная мышь — мой личный символ, потому что моя жизнь началась именно таким образом, — говорит де Боер. — Вооружить и защитить ее — это самое естественное, что я мог сделать». Метафора — любимое орудие де Боера. На одну из выставок художник явился в бронзовой маске с восточным рисунком. Он отрекомендовал ее как шлем, позволяющий сохранить лицо в бизнес-переговорах. «Раньше на битву посылали целые полчища вооруженных воинов. Теперь на корпоративную войну отправляют одного парня с дипломатом в руке», — отмечает Джефф. Вдохновленный образом корпоративного рыцарства, художник создал настоящие доспехи для менеджеров — коллекцию металлических кольчужных галстуков в воинственно-средневековом стиле. Ему даже удалось продать более ста штук, что лишний раз подтверждает: войны бизнеса — реальность, а не выдумка.

Samurai siamese (Сиамский самурай), 2005, медь, латунь, прочие материалы Samurai siamese (Сиамский самурай), 2005, медь, латунь, прочие материалы

Не тяни кота за хвост

Джеффа де Боера часто спрашивают, сколько времени занимает изготовление мышиных доспехов. В таких случаях он вспоминает притчу о художнике, которому задали тот же вопрос о его картинах, — ответ его был: «25 лет». Изготовление маленькой брони — это не только часы и дни кропотливой работы с материалами, но и годы упорного труда по изучению исторических данных и освоению премудростей ювелирного искусства. К тому моменту, как Джефф изготовил первые мышиные доспехи, он уже закончил семь полных комплектов брони для людей. Он много лет изучал историю вооружений и собрал внушительную библиотеку по теме. «Я всегда работаю быстро и делаю мало ошибок», — признается Джефф. Тем не менее изготовление кошки или мышки занимает немало времени. На создание серебряной мыши может уйти двадцать часов. Еще десять часов требуется на ее полировку. Какое-то время уходит на изготовление подставки. Попадаются и более простые мышки, с которыми можно справиться значительно быстрее. Так что в среднем на изготовление мышиной брони уходит от 10 до 40 часов. Все вышесказанное в равной мере относится и к кошкам, с поправкой на размер: чем крупнее деталь, тем больше времени необходимо на ее изготовление. На кошачий комплект уходит от 50 до 200 часов работы.

Tournament cat (Турнирный кот), 2008, никель, алюминий, кожа, латунь, дерево Tournament cat (Турнирный кот), 2008, никель, алюминий, кожа, латунь, дерево

Кот в перчатках мышей не поймает

Работа над доспехами начинается с идеи. Джефф исследует исторические материалы, детально анализирует конструкцию и рисует эскизы. Так определяются базовые пропорции скульптуры. Затем художник создает полноразмерный макет доспехов из пластилина. Очевидно, что мышиные латы имеют весьма скромные размеры и создание макета — очень тонкая и трудоемкая работа. Джефф разработал технологию вычерчивания плоских разверток на основе пластилиновой фигуры. Вырезав развертки из листового металла, он приступает к выковыванию необходимых выпуклых форм. Готовая деталь надевается прямо на макет. Если Джефф считает ее достаточно качественной, он оставляет ее на месте и ориентируется на нее, создавая последующие компоненты доспехов. Если деталь не укладывается в намеченные пропорции или радикально удаляет облик работы от первоначального замысла, она отправляется в утиль. Постепенно вокруг макета вырастает металлический прототип. Джефф всегда сохраняет макет и развертки, чтобы воплощать каждую идею в нескольких экземплярах. Все они впоследствии обрастают индивидуальными деталями. Создать два комплекта одинаковых доспехов было бы невозможно при всем желании, так как каждая деталь выковывается из листового металла вручную.

Samurai cat (Кот-самурай), 2007, медь, латунь, прочие материалы Samurai cat (Кот-самурай), 2007, медь, латунь, прочие материалы

Не буди в кошке зверя

«Вопрос, который мне задают чаще всех остальных вместе взятых, — пытался ли я запихнуть в свои доспехи настоящую мышь или кошку, — жалуется Джефф. — Признаюсь, до экспериментов с мышами дело не дошло, но с одной из своих кошек я пытался провернуть такое. В доказательство могу показать шрамы». Как-то продюсеры японского телешоу о необычных профессиях заинтересовались работой де Боера. Посчитав, что художник будет неплохо смотреться в компании татуировщика змей и ортодонта для домашних животных, они прислали к нему в студию съемочную группу. Японцы привезли с собой дрессированного кота, но животное наотрез отказалось носить броню. Упорные телевизионщики отправили доспехи в Японию, но и там не нашлось котов, наделенных настоящим рыцарским духом. Ну не любят кошки носить железо, и все тут. «Главное — воображение, — утверждает Джефф. — Созерцая доспехи для котов и мышей, мы начинаем представлять, что было бы, если б они в действительности их носили: как изменилось бы соотношение сил, боялись бы мыши кошек или вышли на войну… Толчок воображению — то, что делает мою работу искусством. Без этой недосказанности доспехи превратились бы просто в эффектное интерьерное украшение».

White knight mouse (Мышь белый рыцарь), 2005, никель, латунь, дерево. White knight cat (Кот белый рыцарь), 2003, никель, латунь, дерево, кожа.

Равновесие во вселенной

Несмотря на то что первой широко известной работой де Боера стали доспехи для мыши, в действительности историческое первенство принадлежит броне для кота. На втором курсе Колледжа искусств провинции Альберта Джефф выполнил эту работу в качестве курсового проекта по скульптуре. На проект было отведено совсем мало времени, и в итоге художник остался недоволен результатом. Кошка выглядела безупречно и, безусловно, была хороша как скульптура… но броню нельзя было назвать совершенной. Глядя на нее, де Боер представлял, как бы она работала в реальных условиях: смогло бы животное двигаться, от каких напастей оно могло бы спастись и какие материалы нужно было бы применить, чтобы создать настоящие действующие доспехи. Было ясно, что придется вновь взяться за работу и довести задумку до конца. «Когда я сделал броню для кота, я нарушил равновесие во вселенной. Единственным способом это исправить было экипировать мышь, — заявляет де Боер. — К счастью, для этой работы у меня было бесконечное количество времени. В одной точке сошлись все мои прошлые знания и опыт, доступ к ювелирной мастерской в колледже и четкое представление о том, что я хочу сделать. Поэтому я смог создать мышь, которая навсегда изменила мою жизнь».

Имя: Джефф де Боер // Страна: Канада // Образование: Колледж искусств и дизайна провинции Альберта (Alberta college of art and design, acad), дизайнер ювелирных изделий // Профессия: скульптор, художник, дизайнер, ювелир. преподаватель ювелирного искусства // Жизненное кредо: «Каждый художник должен победить в своих собственных битвах и найти свою правду».

«Я по-прежнему делаю доспехи для мышей и котов, — говорит Джефф. — Хотя и не так много, как это было в прошлом. Но не потому, что мне это надоело, нет — просто слишком много новых идей! Это были мои первые произведения, в которые я вложил часть себя. И хотя сейчас я занимаюсь другими вещами, несколько раз в году обязательно возвращаюсь к доспехам для мышей или кошек. А поскольку я сам меняюсь со временем, каждые новые доспехи получаются чуть другими. Я уверен, что даже когда стану старым и усталым, на моем столе обязательно найдется место для очередной мышиной брони…» Еще одно направление деятельности Джеффа де Боера — фантастические артефакты. «Скажем, что такое ракета? — говорит Джефф. — Изделие из металла на заклепках, основная задача которого — защищать смельчака во время выполнения задания. Я также черпал вдохновение в фантастике первой половины XX века — так появились ракеты для мышей. Позднее я придумал наборы атомных дуэльных пистолетов, объединяющие рыцарскую этику и фантастику 1930-х».

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2008).
Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.