Климатологи выяснили, насколько реально выжить на планете Арракис из вселенной Дюны

В научно-фантастическом романе Фрэнка Герберта «Дюна», действие разворачивается в далеком будущем на пустынной планете Арракис. Автор очень ответственно подошел к созданию реалий своего выдуманного мира, поэтому в описаниях планеты есть множество деталей. Ученые решили собрать их воедино и создать модель Арракиса, чтобы посмотреть, действительно ли можно выжить в таких суровых условиях.
Universal Pictures

Описание планеты Арракис в книгах и фильмах «Дюна» оказалось настолько детальным, что климатологи смогли выяснить, могут ли люди в действительности выжить при таких условиях

Английские климатологи на досуге решили проверить, реально ли может существовать планета Арракис из книг «Дюна» в том виде, в котором ее описал создатель этой вселенной Фрэнк Герберт. Для этого они создали полноценную климатическую модель планеты, и сейчас мы вам подробно расскажем, к каким выводам пришли ученые.

Как строили климатическую модель несуществующей планеты

Чтобы использовать такого рода модели, нужно знать о существующих на планете физических законах и иметь множество дополнительных данных, начиная с формы гор и заканчивая составом атмосферы. Только после этого модель сможет сформировать климат и показать, какой может быть погода.

Английские климатологи пошли по простому пути - они взяли климатическую модель, которая используется для прогнозирования погоды и изменения климата на Земле. То есть, для прогнозирования использовали те же фундаментальные физические законы. После этого специалисты углубились в изучение романа, чтобы выудить оттуда максимальное количество подробностей об Арракисе.

В частности, их интересовала топографическая карта планеты и форма ее орбиты, которая влияет на климат и смену времен года. Например, именно она становится причиной длинных и нерегулярных зим во вселенной «Игры Престолов».

Планета Арракис
Кадр из фильма «Дюна», 1984 год

Далее климатологи внесли в модель данные о составе атмосферы Арракиса. По большей части она очень похожа на атмосферу Земли, хотя и с меньшим содержанием углекислого газа. Самая большая разница заключается в концентрации озона. На Земле в нижних слоях атмосферы его очень мало всего около 0,000001%. На Арракисе его уровень составляет 0,5%. Этот аспект важно учитывать, поскольку озон примерно в 65 раз эффективнее нагревает атмосферу планеты, чем CO2.

На этом все — после введения всех нужных данных осталось только нажать на Enter и забыть о программе примерно на три недели — как раз такое время понадобится, чтобы она смогла смоделировать климат несуществующего Арракиса. Ну и конечно, для такой операции потребовался очень мощный компьютер, у которого хватило бы сил выполнить сотни тысяч вычислений, необходимых для моделирования. Посмотреть на готовую модель можно здесь.

Климат Арракиса

Книги и фильмы описывают Арракис как планету, покрытую песком и редкими скалами, на которую постоянно воздействует неумолимое солнце. Но в тексте указано, что в полярных регионах - в городах Арракин и столице Карфаг, климат более гостеприимный. И это не соответствует тому, что ученые увидели на своей модели.

Климатическая модель Арракиса показала, что в самые жаркие месяцы в тропиках температура достигает около 45°C, тогда как в самые холодные месяцы она не опускается ниже 15°C. В принципе, на Земле тоже есть такие места. Но самые экстремальные температуры будут наблюдаться в средних широтах и в полярных регионах. Здесь лето может быть экстремально жарким с температурой в 70°C на песке. При этом зимы в этих местах такие же экстремальные — температура может опускаться до -40°C в средних широтах и до -75°C на полюсах.

Universal Pictures

В романе также говорится, что на Арракисе нет дождя. Однако модель показала, что он все же есть, но в очень малых количествах. К тому же выпадают осадки только летом и осенью в горах и на плато. Автор книги также отметил, что в северном полушарии планеты существуют ледяные щиты, но если верить модели, то летние температуры растопят любой лед, а осадков, как мы уже сказали, практически не бывает, так что за зиму хоть какой-то снежный покров вряд ли образуется.

Итог — можно ли выжить на Арракисе?

Терпение! Мы не можем ответить на этот вопрос, пока не определим, какими физическими способностями обладают жители Арракиса. Давайте предположим, что они могут выдержать те же температуры, что и люди, живущие на Земле сегодня.

Если это так, то кажется, будто тропики должны быть самой обитаемой областью, поскольку там соотношение температуры и влажности воздуха оптимальное, в таких условиях можно жить. Но в книге и фильме большинство людей живет в средних широтах, где среднемесячные температуры в низменностях часто превышают 50-60°C, а максимальные дневные температуры еще выше. Для человека это смертельно.

Но мы знаем, что все человекоподобные жители Арракиса должны носить специальные комбинезоны — дистикомбы — которые защищают их от перегрева и поддерживают водный баланс организма за счет переработки пота, мочи и выдыхаемого воздуха в питьевую воду. Это очень важно, поскольку в книге указано, что на планете нет открытых водоемов и обмен водой (ну то есть, если плюнуть в человека) вообще является ритуалом, демонстрирующим уважение.

Кадр из фильма "Дюна" (2021)

Зимой на этих территориях также становится нестерпимо холодно, и такие температуры человеку невозможно перенести без специальных технологий. То есть, летом в городах Арракин и Карфаг невыносимо жарко, а зимой невыносимо холодно, но жить там все-таки можно благодаря защитным дистикомбам.

Важно помнить, что Фрэнк Герберт написал первый роман «Дюна» еще в 1965 году. Это было за два года до того, как японско-американский климатолог Сюкуро Манабе опубликовал свою первую климатическую модель. То есть, у автора не было возможности быстренько проверить на компьютере, реалистичный ли мир он придумал. И это поразительно.

Кстати, не так давно мы разбирали еще один популярный фильм с точки зрения науки. Мы выясняли, могла ли героиня фильмов про Человека-паука Эм-Джей в действительности удержаться за Питера Паркера во время полета на паутине. Чтобы узнать ответ, кликайте сюда.

Victor Yacovenco
Victor Yacovenco 30 Октября 2021, 12:45
Плевки в знак уважения и обмена влагой - смешной ритуал. Додуматься до такого фримэны могли, если бы были совершенно безграмотными дикарями. Ещё бы мочу друг друга додумались пить. Никто бы там не жил при полном отсутствии воды. Да и другие дикарские традиции фримэнов вызывают только удивление и вопросы. Книгу не читал, но фильм осуждаю! ;)
Владимир Ляхов
Владимир Ляхов 29 Октября 2021, 00:14
Чуваки не врубаются, что самый главный вопрос на Арракисе — что жрут там гиганцкие червяки?