Впервые взглянув на эти скульптуры, их можно принять за ювелирные украшения, хирургические инструменты или таинственные механизмы инопланетян.

Представьте себе скульптуру из металла и пластика, способную двигаться благодаря электрическим и пневматическим компонентам, надеваемую на человеческое тело и не причиняющую ему неудобств, наделенную глубоким социальным смыслом, выражаемым с тонким юмором. Для художника Айры Шермана из Денвера это не составляет труда. Айра не только всемирно известный скульптор, но и профессиональный ювелир, преподаватель, основатель и руководитель Ассоциации кузнецов Колорадо и перкуссионист в группе Los Lantzmun. Его работы — это уникальное сочетание инженерного искусства, анатомически выверенного биодизайна, тонкой социальной психологии и ювелирного качества исполнения.


Айра Шерман

Страна: США // Образование: специалист в области биологии и химии // Профессия: ювелир, скульптор, преподаватель // Хобби: игра на ударных инструментах // Жизненное кредо: «у меня не бывает творческих кризисов, и, чтобы воплотить в жизнь все мои проекты, не хватило бы и двух человеческих жизней»." Человек и общество имеют удивительную способность привыкать даже к самому абсурдному поведению окружающих. Иногда отличить хорошее от плохого помогает лишь юмор."


Айра считает «кинетические скульптуры» (так он сам называет свои творения) новым перспективным направлением в искусстве. Желая, чтобы созданный им жанр развивался, художник организовал регулярные лекции, на которых знакомит молодых скульпторов с основами механики, электротехники и пневматики. Наконец, Шерман — еще и великолепный шоумен. Никто не может продемонстрировать «кинетические скульптуры» в действии столь же эффектно, как он сам.

А на плече горит клеймо (The injector) А на плече горит клеймо (The injector) В течение многих веков изобретатели создавали удивительные, причудливые и угрожающие устройства, призванные противостоять сексуальной агрессии. Примитивные средневековые «пояса верности» стали прообразом высокотехнологичных эргономичных устройств XXI века. Фантастические механизмы Айры Шермана, ставшие частью выставки Impenetrable Devices, призваны защитить наиболее нежные фрагменты мужской и женской анатомии. С помощью изящной механики художник постарался выразить то чувство злости и боли, которое испытывает человек, подвергшийся насилию. Шерман черпал вдохновение из бесед с жертвами, одним мужчиной и четырьмя женщинами. «Я спросил, что они хотели бы сказать окружающим посредством моих скульптур, — рассказывает художник, — и каждый из них дал мне целый перечень идей, которые ему хотелось бы воплотить». «Непроницаемые» скульптуры Шермана красивы, анатомически корректны и удобны. Они обеспечивают гарантированную защиту от незаконных посягательств. К примеру, устройство под названием The Injector оснащено двумя шприцами. При несанкционированном проникновении один из них вводит злоумышленнику под кожу сильное успокаивающее, а второй — краску для татуировок. После такой инъекции доказать факт покушения в суде будет предельно просто.

Мастер-сломастер

Айра начал посещать уроки изобразительного искусства в третьем классе — этим родители надеялись отвлечь его от мании разбирать игрушки. «Позвоните моей маме, и она расскажет вам, как я моментально разбирал каждую игрушку, которую мне дарили, — смеется художник. — Она сильно расстраивалась из-за того, что мне было интереснее ломать вещи, чем играть с ними. Я и сейчас продолжаю делать это: теперь разбираю игрушки своих детей». Кроме того, Айра еще с детства соприкасался с миром механики благодаря своему отцу, владельцу компании, производящей металлообрабатывающие станки. Художник никогда не обучался инженерному искусству, но отлично понимает устройство всевозможных механизмов на интуитивном уровне. Зато он получил отличное образование в области биологии, химии и, конечно, искусства.

Глаз правосудия (Flipper cam) Глаз правосудия (Flipper cam) «Непроницаемое устройство» Flipper Cam из серии Impenetrable Devices оснащено встроенной видеокамерой с автономным питанием, которая в случае нападения помогает зафиксировать личность злоумышленника для последующей безошибочной идентификации. Конечно же, на самом деле насилие и Impenetrable Devices — это всего лишь метафора. Террористические атаки и прочие внешние и внутренние угрозы заставили Соединенные Штаты принять многочисленные защитные меры, значительная часть которых не столько эффективно защищает страну от напастей, сколько ограничивает свободу ее собственных граждан. По мнению Айры Шермана, власти зачастую прибегают к помощи средств, столь же громоздких, неудобных, странно и глупо выглядящих, как и защитное нижнее белье из нержавейки. «Созданные мною устройства решают социальные проблемы, которые в принципе нельзя решить», — иронично утверждает художник.

Шерман зарабатывает на жизнь ювелирным искусством — изготавливает эксклюзивные украшения и предметы церковной утвари. «Первое, что должен сделать художник, — говорит он, — это найти источник средств существования. Только в этом случае искусство исходит от сердца, а не создается на потребу публике». Создавая ювелирные украшения, Шерман бесконечно совершенствует свое мастерство работы с металлом. Практически каждое из его изделий могло бы быть представлено на выставке современного искусства и иметь успех. Ювелирная точность изготовления и внимание к мельчайшим деталям — это то, что придает «кинетическим скульптурам» Айры Шермана особый блеск, позволяет им ассоциироваться с фантастическими технологиями будущего.

Набор юного генетика (The seed) Набор юного генетика (The seed) В августе 1993 две Британские женщины, воспользовавшиеся процедурой искусственного оплодотворения, обратились в суд с исками против медицинских организаций. Обе пациентки предпочли сделать аборт, узнав, что в результате врачебной ошибки они носят совершенно чужие эмбрионы. В марте 1985 молодая нью-йоркская пара оказалась перед лицом страшной трагедии. Едва успев создать семью, молодожены узнали, что длительная химиотерапия, с помощью которой мужу предстояло лечиться от рака, в будущем не позволит ему иметь детей. Они решили отправить его сперму в Манхэттанский криогенный банк. Спустя год они решили, что готовы иметь ребенка, и прибегли к искусственному оплодотворению. В декабре 1996 у них родилась дочь. Анализы ДНК отца и дочери показали, что между ними нет родственной связи. The Seed радикально решает проблему неизбежных врачебных и бюрократических ошибок, связанных с искусственным оплодотворением, позволяя каждому заинтересованному человеку иметь собственный криогенный банк спермы у себя дома.

Панацея от всех бед

В настоящее время большинство «кинетических скульптур» Шермана объединены двумя тематическими выставками, которые демонстрируются в крупнейших музеях и галереях мира. Первая серия работ, созданная в 1990-х, называется Panaceas to Persistent Problems — «Панацеи от неразрешимых проблем». К примеру, фантастическое устройство под названием Arbitrator призвано настраивать двух субъектов на конструктивный диалог, завершающийся непременным нахождением взаимовыгодного компромисса. Arbitrator фиксирует головы и руки субъектов таким образом, чтобы они постоянно находились друг против друга и смотрели друг другу в глаза. Тянуть время в таком положении невыгодно: песочные часы с фотоэлементом постепенно увеличивают давление на головы участников переговоров, вынуждая их как можно скорее найти правильное решение конфликта. Если за отведенное время компромисс не будет найден, критическое давление пневмоцилиндров на головы субъектов сделает дальнейшие переговоры бессмысленными.

Gasoline powered tick plucker Gasoline powered tick plucker

Другой экспонат — Explosion Injection Former — обещает дать возможность обычным обывателям почувствовать себя в шкуре художника. Металлический жилет причудливого вида извергает из расположенных на груди сопел облака пламени, символизирующие творение гения. Пневмоцилиндры, неприятно сжимающие грудь субъекта при каждом «творческом всплеске», дают ему понять, что творчество — это путь переосмысления страданий, а не бесконечная радость от дарованного свыше таланта.

Быстро и безболезненно (Vasecto furb) Быстро и безболезненно (Vasecto furb) Вопрос о роли машин в современной жизни, о степени зависимости человека от своих электронных помощников, о незримом противостоянии живого и неживого нередко читается в работах современных художников. Описание к Vasecto Furb гласит: «Микропроцессор Furby теперь управляет сверхточным эндоскопическим манипулятором DiVinci, одним из самых совершенных хирургических приборов на сегодняшний день. Теперь вазэктомия (операция по стерилизации мужчин) может быть проведена со сногсшибательной точностью и скоростью». Furby, вдохновивший Айру Шермана на целый ряд работ, — это популярная игрушка конца 90-х, электронный зверек, способный самостоятельно передвигаться, общаться с окружающими на особом языке Furbish и даже постепенно учить английские слова. Действительно, робот, предназначенный для общения с детьми с малого возраста, заставляет задуматься: насколько сильное влияние машины оказывают на образ жизни и мышления человека? Насколько глубоко они проникли в личную жизнь каждого из нас? Сохранили ли мы независимость и способность выжить без их помощи? Наконец, не станем ли мы настолько инфантильны и асоциальны, что в один прекрасный день окажемся не способны продолжить свой род?

Вторая экспозиция, Impenetrable Devices («Непроницаемые устройства»), объединила гротескные артефакты, призванные противодействовать насилию. Причем насилие в данном случае стоит воспринимать в самом широком смысле, от посягательств на честь и достоинство отдельных граждан до межнациональных и межрасовых конфликтов. На создание этой серии художника вдохновили как средневековые «пояса верности», так и интервью, проведенные им лично с жертвами насилия.

«Люди поражают меня способностью испытывать потрясающе прекрасные чувства и в то же время совершать невероятно злые поступки»

Колодец вдохновения

На вопрос о том, что значит быть художником, Айра Шерман отвечает: «На мой взгляд, главное предназначение художника — придавать новые значения вещам, которые он видит и чувствует, соединяя, сплавляя воедино на первый взгляд несовместимые материалы и идеи. В случае успеха созданное им произведение побуждает людей увидеть что-то новое внутри себя». Айра черпает идеи в реалиях современного общества, в проблемах человеческих отношений, во взаимодействии людей друг с другом. А это значит, что источник вдохновения для него никогда не иссякнет.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2008).