В НИУ ВШЭ создали интерактивную карту истории рок-музыки в Екатеринбурге

Сейчас на ней почти 80 памятных мест и локаций, связанных с историей Свердловского рок-клуба. Используя карту можно обойти Екатеринбург и посмотреть, где выступали и записывали альбомы «Чайф», «Наутилус Помпилиус» и «Смысловые галлюцинации».
В НИУ ВШЭ создали интерактивную карту истории рок-музыки в Екатеринбурге

Историки и социологи из НИУ ВШЭ совместно с редакцией научно-образовательного портала IQ.HSE создали интерактивную карту рок-мест Екатеринбурга. Всего на ней почти 80 аннотированных геометок — памятников певцам и поэтам, репетиционных баз, мест съёмок клипов и ранних фильмов Алексея Балабанова, в которых в качестве массовки и в эпизодических ролях принимали участие многие известные музыканты, а также клубов и домов культуры, где проходили фестивали и концерты. В основу карты легли собранные в 2019 году в рамках проекта «Открываем Россию заново» более 100 интервью с очевидцами и участниками рок-движения 1960-2010-х годов, историками рок-музыки, документальные свидетельства и специализированные издания о русском роке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1970-1980-х годах Свердловск, наравне с Ленинградом и Москвой, был одним из ведущих центров развития рок-культуры в СССР. В те годы рок звучал повсюду — в квартирах, парках, барах и даже в филармонии. Многие свердловские исполнители — от Владимира Мулявина (будущего худрука «Песняров») до групп «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус» (в особенности фронтмена Вячеслава Бутусова и поэта Ильи Кормильцева) и «Чайф» — стали известны во всём Союзе. Даже спустя 40-50 лет они до сих пор на слуху.

В 1990-2000-х Екатеринбург вновь настиг Ренессанс русского рока. Появились новые дерзкие коллективы — «молодая шпана, что сотрёт нас с лица земли», как перепевал в то время Владимир Шахрин песню Бориса Гребенщикова. Среди них: «Курара», «Сансара», «Смысловые галлюцинации» и Юлия Чичерина. Два последних коллектива получили огромную популярность с выходом в 2000-м году саундтрека к фильму Алексея Балабанова «Брат 2». И все постоянно ротировались на волнах «Нашего Радио» в 2000-х.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако, несмотря на все достижения и сформированный огромный культурный пласт, в наше время свердловская рок-площадка ушла на второй план — внимание как учёных, так и широкой публики больше привлекала рок-культура Ленинграда. Исследовательская группа студентов и преподавателей НИУ ВШЭ одними из первых сделали научное описание истории свердловского рока. В ходе исследования в июле 2019 года они организовали экспедицию в Екатеринбург, где провели интервью с музыкантами разных поколений, журналистами, кураторами выставок и сотрудниками городских музеев и культурных центров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как отмечает одна из исследовательниц Александра Колесник: «Карта — логическое продолжение нашей экспедиции. Мы тогда поехали изучать музыкальную географию Екатеринбурга: как места, связанные с памятью о Свердловском рок-клуба, так и современные музыкальные локации. В ходе работы сразу стало понятно, что нужно делать карту, потому что накопился большой массив информации о многих местах, прямая речь очевидцев о связанных с ними событиях».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследовательницы описали практически все значимые для отечественной рок-культуры места Екатеринбурга — от домов культур и баров до жилых домов, в которых свердловские рок-музыканты устраивали репетиционные базы и записывали свои альбомы.

На сегодня эта интерактивная карта хороший пример научного и одновременно медийного продукта в духе Digital Humanities — области знаний на стыке современных социально-гуманитарных наук и цифровых технологий. Кроме того, она послужит подспорьем для любого интересующегося русским роком туриста в Екатеринбурге, оживит и наполнит новыми смыслами знакомые места для самих жителей города.

В будущем исследователи также планируют выпустить и печатную версию карты. Работа над ней продолжается, поэтому приветствуются любые уточнения или информация о дополнительных рок-локациях Екатеринбурга.