Количество попыток придумать альтернативу горным лыжам и сноуборду уступает разве что количеству попыток изобрести велосипед.

Выезжая каждый год в горы, я каждый раз вижу новые забавные конструкции. Лет пять назад это были велосипеды, поставленные на две короткие лыжи. Я почти было решился проехать на таком, но передо мной один юноша подскочил на бугре и приземлился пахом на раму. Я благоразумно решил воздержаться.

Два года назад в Альпах появились устройства Snowscoot, напоминающие самокат, поставленный на пару сноубордов. Существует и более компактная версия подобного устройства Skirider, гибрид самоката, скейтборда и лыж. Наверное, стоит поставить в этот ряд бессмертный снегокат «Чук и Гек», знакомый почти всем поколениям соотечественников. Последнее достижение конструкторской мысли — набор Ktrak для переделки горного велосипеда в снежный, который должен появиться в продаже этой зимой.

Свой взгляд на зимние горные транспортные средства продемонстрировала Екатерина Бабикова, студентка Ханты-Мансийского института дизайна и прикладных искусств. Вот что пишет сама Екатерина про свою работу.

«В данном проекте представлен необычный снаряд в виде санок для любителей горнолыжного отдыха, не имеющих специальной подготовки. Им не нужны спортивные достижения, они стремятся к необычным ощущениям скорости, ветра, веселья. Вместе с тем им наверняка хотелось бы почувствовать причастность к племени горнолыжников и сноубордистов и, подобно им, выглядеть современными, динамичными и технически оснащенными.

В проекте уделено особое внимание маневренности, эргономичности и безопасности при спуске, а также при столкновении и опрокидывании во время движения. Каплевидная форма придает снаряду стремительность, а дуги по бокам обеспечивают безопасность при падениях и создают визуальную защищенность, что психологически немаловажно для начинающих любителей горнолыжных спусков. Ручки по бокам снаряда не только помогают удержаться во время спуска, но и дают возможность управлять во время движения, меняя положение корпуса, используя шарнирные соединения между сидением и салазками.

Кроме того, эти санки могут быть полезны для спортсменов-горнолыжников, ‘потерявших' свои ноги и не желающих мириться с отсутствием адреналина в крови».

В общем, на таких санках я бы, пожалуй, прокатился. Несмотря на то что ноги у меня пока еще есть.

Владимир Самойлов, редактор ведущего российского интернет-ресурса о промышленном дизайне Designet.ru: «Отличная конструктивная идея первого уровня эскизного предложения — санки абсолютно не продуманы эргономически. Человек, конечно, туда поместится, но дальше начинаются сплошные проблемы: при подпрыгивании на кочках ездок будет набивать на плечах синяки о ребра-дуги, тело будет соскальзывать с неудобного сиденья, а ноги — с невнятных упоров на лыжах, не говоря уже про захваты для рук и их защиту. Лыжи, скопированные по ширине с обычных, при уменьшившейся площади будут проваливаться в рыхлый снег. При разработке подобных снарядов для активного отдыха необходим высокий уровень проектировщика и консультации со спортсменами-лыжниками и саночниками. А в таком виде этот снаряд может использоваться разве что для детей».

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2008).