3 свежих научно-фантастических романа, завоевавших престижную литературную премию «Прометей»

Впервые фантастическая премия «Прометей» была вручена в 1979 году во время Национального конвента либертарианской партии. Победителем стал Пол Уилсон за роман «Колесо в колесе». Далее следовали два года затишья, а с 1982 премия стала ежегодной.
3 свежих научно-фантастических романа, завоевавших престижную литературную премию «Прометей»

Либертарианское футуристическое общество, выступающее организатором «Прометея», было основано с идеей продвигать в массы научную фантастику, которая исследует возможности свободного будущего. Речь идет о свободе как индивидуальной, так и массовой, в том числе экономической. В качестве претендентов на премию рассматривают фантастов, которые работают с конфликтом человека и власти, а также сюжетами злоупотребления со стороны правительства.

В первые же годы существования премии в ее «Зале Славы» оказались Хайнлайн («Луна — суровая хозяйка»), Рэнд («Атлант расправил плечи»), Оруэлл («1984») и Брэдбери («451 градус по Фаренгейту»). Таким образом, фокус интереса «Прометея» был сформулирован достаточно четко, и продвигаемые ею идеи остаются актуальными и востребованными. Мы хотим рассказать о авторах, которые завоевывали эту премию в последние годы.

«Державы земные» Трэвис Коркоран

Державы Земные

К 2064 году экономика Земли пребывает в длительной депрессии. Прогресс намеренно тормозится правительствами, чтобы не нарушать хрупкий баланс сил и плановое производство и потребление. Ведущие политики коррумпированы. В то же время под поверхностью Луны процветает город Аристилл, расположившийся в одноименном кратере. Это обитель мечтателей и диссидентов, которые, благодаря инновационным антигравитационным установкам на земных кораблях контролируют полеты на Луну и обратно. Туда перебрались уже десятки тысяч людей, а еще здесь целое поселение разумных собак, незаконно выведенных на Земле и спасенных одним из основателей колонии. И искусственный интеллект, превосходящий человеческий разум.

Тем временем самые могущественные люди Земли, страдающей от эскалировавшихся проблем сегодняшнего дня, решает, что свободомыслие лунной «колонии» бьет их по больной гордости. Власти США собираются сделать пример из жителей Аристилла: от земного уклада и закона не убежишь. Таким образом, назревает первая космическая война. Для граждан Луны она станет настоящим вызовом: несмотря на определенное технологическое превосходство, они малочисленны и разрозненны. Даже «гражданами Луны» их назвать нельзя, ведь гражданства, как такового нет: ни паспортов, ни правительства, ни свода законов... Это сообщество радикалов-либертарианцев.

Коркоран и его награда

Смогут ли поселенцы Аристилла противостоять земной агрессии, не потеряв себя? Остаться в противостоянии с тем, от чего однажды бежали? Роман рассказывает о надвигающемся шторме и первом столкновении. Это история о том, как так вышло, и знакомство с экзотическими и симпатичными в своих крайностях персонажами, за которых нам предстоит переживать. Но это не значит, что истории не хватает динамики или накала. Коркоран написал блестящую социальную и политическую фантастику, которая захватывает еще на уровне идей. В ней много забавных вещей, но часто они при этом оказываются глубоко пугающими в том, насколько правдивы. Кстати, следующая книга цикла, Causes of Separation, тоже получила премию «Прометей», что стало уникальным достижением в истории награды.

Тут нужно отметить, что Коркоран не строит из Аристилла утопию. Это просто совсем другой путь и иная система, не лишенная своих недостатков, а также довольно фантастическая с точки зрения того, как работает социум.

«Семиевие» Нил Стивенсон

Семиевие

Известный фантаст-провидец, вдохновитель пост-киберпанка и просто очень умный человек, Нил Стивенсон заслужил внимание «Прометея» в 2016 году с романом-катастрофой «Семиевие». История начинается с того, что Луна взрывается. И осколки уничтожат все живое на Земле в ближайшее время. Обратный отсчет до катастрофы уже пошел, и правительства всего мира объединяются для обеспечения выживания человеческой расы. Спасение решают искать на орбите. И так Стивенсон расставляет все декорации для своего колоссального социального эксперимента.

Это та книга, где масштаб истории более интересен автору, чем отдельные персонажи. По сути, это рассуждение на тему того, каких высот мы можем добиться, объединившись, но как хрупки эти достижения перед лицом будущих конфликтов. Даже в невероятно уязвимом положении, на грани гибели, люди умудряются сражаться за невидимые, несуществующие вещи, временами — буквально на пустом месте. Но, в конце концов, за значительными потрясениями следуют настоящие перемены. И об этом Стивенсон тоже расскажет.

Кроме этого, «Семиевие» привлекает обилием тщательной проработкой технических деталей и фантастических допущений. Писатель не может отказать себе в удовольствии сделать роман немного научно-популярным, рассуждая о возможностях выживания в космосе, обеспечении автономности станции на орбите и других интересных деталях. Причем сделано это в весьма увлекательной манере. Но это просто украшение сюжета о том, как из миллионов людей должны остаться считанные сотни, чем они жертвуют, что чувствуют и где ошибаются. И каким образом это ведет к тому, что человечество сможет, наконец, переступить собственную натуру и отправиться в удивительное будущее.

«Поток» Дэниэл Суарез

Поток

Поток — это гравитация, связывающая все во Вселенной, а также делающаяся точкой отсчета для сюжета романа Суареза. Ученый-физик Джон Грейди и его команда разрабатывают прибор, который может «отражать» гравитацию. Это открытие могло бы изменить будущего, вот только следом за этим Джон узнает о существовании тайного Бюро Технического Контроля. Потому что они закрывают его лабораторию, собираются присвоить его исследования, а самого Грейди милостиво приглашают в свои ряды. А, когда он отказывается, помещают в специальную тюрьму, специально для гениальных, но слишком упрямых ученых.

Бюро Технического Контроля существует уже долгие годы, скрывая существование множества судьбоносных открытий. Наш мир уже давно был бы научной фантастикой, если бы прогресс не прятали — говорит на страницах «Потока» Суарез. Изобретено уже все, о чем можно только мечтать. Вот только радоваться этому будут избранные. Бюро обеспечило себе бесспорное техническое превосходство, и будет пользоваться им. Потому что это удобно. Потому что знание — это власть. И «потому что мир не готов», разумеется, вот только кто в это по-настоящему верит?

Точно не Джон Грейди, который готовит побег и переворот, заражая своим стремлением даже тех, кто давно отчаялся. Это динамичная книга с довольно линейным сюжетом, от души приправленная интересными научными допущениями. При этом только очень пытливый читатель дойдет до вопроса, была ли за плечами «плохих парней» какая-то собственная правда (а ведь вопрос интересный, не правда ли?). Зато тема свободы — науки и информации вообще — раскрыта действительно с душой.