Разбираем ламповый гитарный комбоусилитель Fender '65 Princeton Reverb.
Редакция ПМ
В разрезе: музыкальный усилитель

Гитарный усилитель — это прибор, который преобразует деревяшку с шестью струнами в яростного борца за свободу. Наиболее востребованные гитаристами модели делают это с помощью электронных ламп. Верность архаичной технологии — вовсе не мода и не прихоть музыкантов, а жизненная необходимость: только лампа способна привнести в звук красивые и естественные искажения, столь любимые поклонниками рока. Вследствие термоэлектронной эмиссии электроны покидают поверхность катода, подогретого нитью накаливания, и направляются к аноду. Сетка управляет количеством электродов, пропускаемых к аноду, повинуясь входному сигналу с гитары. С анода снимается усиленный сигнал. Если хорошенечко подогреть лампу, поток электронов становится физически больше, чем способен принять анод, и в звуке возникают искажения: голос инструмента становится хриплым, прерывистым, наполненным благозвучными гармониками и чувствительным к мельчайшим движениям пальцев. С наступлением эры полупроводников компактные и неприхотливые транзисторы быстро вытеснили лампы из бытовых усилителей — магнитофонов, радио, телевизоров. Но при этом они продемонстрировали полную неспособность работать в перегруженном состоянии, красиво искажать и обогащать звук. Поэтому гитаристы остались верны старым добрым лампам.

Мы разобрали по косточкам классический ламповый «комбик» Fender '65 Princeton Reverb. О том, что у него внутри, рассказал Патрик Маккивер, специалист мастерской Chicago Amp Works, техник группы Red Hot Chili Peppers.

Фото

1. Кабинет

Так в гитарном деле называется корпус акустической системы, а в случае с «комбиками» и всего усилителя.

2. Главная печатная плата

Содержит все электронные усилители, включая модуль вибрато, который варьирует напряжение на лампах, заставляя звук «дрожать». Правильно этот эффект называется «тремоло», но в 1950-х инженеры Fender перепутали слова, и термин «вибрато» прижился.

3. Потенциометры

Громкость, тембр, частота и глубина тремоло. Для перегруза ручки нет: чтобы добиться искажений, нужно просто играть погромче.

4. Ламповый выпрямитель 5AR4

Преобразует переменный ток из сети в постоянный. Такие выпрямители роняют напряжение при высоких нагрузках, когда гитара играет громко и резко. Результат — столь желанный хрип, который гитаристы называют «кранч», или «брейк ап».

5. Лампы усилителя мощности 6V6GT

Последний рубеж усиления, где куется громкий и мощный звук.

Рок-словарь Рок-словарь В музыкальной терминологии властвует принцип «лучше один раз услышать». С эффектами, которые мы упоминаем в тексте, вы можете познакомиться, послушав следующие песни: 1. Перегруз. Maybellene Чака Бэрри (Chuck Berry) 2. Реверб. Gimme Shelter группы The Rolling Stones. 3. Тремоло. Rumble группы Link Wray and His Ray Men.

6. Лампы предусилителя

Повышают амплитуду гитарного сигнала перед тем, как подать его на секцию эффектов — ревербератор и тремоло.

7. Силовой трансформатор

Преобразует 120 В из розетки (американский стандарт) в более высокое напряжение для питания электронных ламп.

8. 10-дюймовый динамик JENSEN

Не только преобразует электрический сигнал в колебания воздуха, но и придает звуку мягкий, округлый тембр.

9. Ножной переключатель («Футсвитч»)

Позволяет гитаристу включать и выключать эффекты, не переставая играть на гитаре.

10. Пружинный ревербератор

В металлическом корпусе между двумя соленоидами натянуты пружины. Сигнал подается на соленоид и преобразуется в механические колебания пружин, а затем со второго соленоида снимается тот же электрический сигнал, но уже с задержкой. Результат — эффект эхо или большого звучного пространства.

11. Изолятор

Мягкий чехол для ревербератора защищает его от сотрясений и предохраняет пружины от любых вибраций, кроме тех, что исходят от гитары.

Статья «Кишки рок-н-ролла» опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2015).
Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.