РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эпохи в цифре: как музеи попали к нам на экраны

На наших глазах формируется новая философия музейного дела и открываются новые возможности для внедрения высоких технологий — интегрированная с миром диджитал. И вот что из этого выходит.
Эпохи в цифре: как музеи попали к нам на экраны

Краткая история электронного музея

На самом деле конкретными вопросами музейной информатики специалисты начали заниматься ещё в 1980-х годы. Вот, к примеру, 1985 год, место действия Советский Союз. В Институте переподготовки работников культуры и искусства Минкульта СССР читают экспериментальный курс, посвященный использовании компьютеров в учреждениях культуры. Со следующего года курс лекций «Применение компьютеров в музее» уже включен в программу повышения квалификации музейных специалистов.  

В 90-е годы первые персональные компьютеры появляются не только в крупных столичных, но и небольших региональных музеях. В середине девяностых наиболее компетентных российских специалистов в области компьютерной информатики объединяет профессиональный клуб АДИТ (Ассоциация по документации и новым информационным технологиям). В начале апреля 1996 года проходит знаменитая «дарвиновская» конференция «Компьютеризация в музеях» в Москве, а в Санкт-Петербурге в этом же году собирает участников первый Всероссийский симпозиум по философским проблемам виртуальной реальности, где обсуждают «третью природу» электронного музея и рассматривают виртуальную реальность как феномен науки, техники и культуры. В следующие годы аспекты музейной информатики обсуждаются профессиональным сообществом на конференциях в Санкт-Петербурге и Москве, Ярославле и Иваново. На ивановской конференции определяют стратегия развития музеев в сфере информатизации и основные принципы взаимодействия между субъектами информационной деятельности. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Музей

Вначале была «цифра»

Внедрение технических новшеств начинается с оцифровки музейных коллекций. Цифровые копии музейных экспонатов становятся основами мультимедийных экспозиций и виртуальных туров, комплексных интерактивных решений и других современных продуктов.

Ценные фонды из музейных коллекций поступают и в государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Только за 2019 год российские музеи передали сведения более чем о четырех миллионах музейных предметах. На страницах каталога можно найти фотографии таких неожиданных экспонатов, как «печать комитета по увековечению памяти Сергея Есенина» и «оттиск печати, принадлежавшей Н.В. Гоголю» – предметы находятся в коллекции Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, фотооткрытку со Светланой Светличной, издания Бюро пропаганды советского киноискусства – коллекция Горнозаводского краеведческого музея им. М.П. Старостина, «брелок сувенирный с изображением барельефа Л.И.Брежнева» из историко-краеведческого музея Набережных Челнов. Все они являются редчайшими историческими экспонатами, «свидетелями» прошлых эпох. Благодаря музейному фонду каждый желающий может изучить их и получить более ясное представление об историческом прошлом. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Культура цифровая = культура музейная

Сейчас музейное просвещение в сочетании с использованием цифровых решений становится гораздо более увлекательным – возможности трёхмерного пространства преображают экспозиции в восприятии посетителей всех возрастов. Современные технологии широко используют в своей повседневной работе такие естественно-научные музеи, как Дарвиновский и Политехнический, Биологический музей имени К.А.Тимирязева. 3-D сканер и принтер позволили Дарвиновскому музею воссоздать древних обитателей нашей планеты, а датчик Kinect помогает цифровым копиям бюстов неандертальцев «реагировать» на эмоции посетителей.

Политехнический музей
Политехнический музей

От «продвинутых» коллег не отстают многие региональные краеведческие и другие музеи – можно назвать «Музей пермских древностей», «ожививший» Пермский период. Посетители музея-усадьбы «Ясная Поляна» знакомятся с жизнью и творчеством Льва Николаевича Толстого с помощью аудиогида, причем текст экскурсии читает праправнук писателя Владимир Толстой. Таких примеров можно привести множество.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что касается виртуальных экскурсий, то подобными цифровыми продуктами посетителей удивить уже нелегко. Напомним, что Государственный музей им. А.С. Пушкина запустил такую программу в 2016 году, и на выставки в интернете уже не первый год приглашают Третьяковская галерея и Эрмитаж.

На стыке IT и культуры

К числу особенно перспективных форматов музейной экспозиции можно отнести интерактивные решения, где люди принимают непосредственное участие в музейных событиях. Например, в музее истории Екатеринбурга можно полистать интерактивную книгу с «ожившими» страницами. В столичном «Экспериментаниуме» — музее занимательных наук – можно стать участником научного опыта и узнать, что ощущает человек при падении в черную дыру. Фантазия и возможности здесь действительно безграничны, современные технологии становятся стержнем новой философии музейного дела.

При этом это и удобный инструмент для дальнейшего совершенствования музейной среды, где уже изменились даже способы ведения диалога с посетителями. Судите сами: на смену социологическим опросам и книгам посетителей пришли идеоаналитика и трекинг, айтрекинг исследования и другие методики. Неудивительно, что в работе музейных конференций принимают активное участие представители компаний-разработчиков информационных технологий, становящие полноправными партнерами музейного сообщества.

Для наглядности приведём ещё один пример — внедрение беспроводной среды Cisco Музеем русского импрессионизма. За новые возможности участников экскурсий «отвечает» интеллектуальный мобильный аудиогид, а музей располагает новыми возможностями для сбора уже упомянутой аналитики о перемещении посетителей. Эти данные в дальнейшем используются для дальнейшего улучшения работы музеев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Музей русского импрессионизма
Музей русского импрессионизма

Новый мультимедийный мир

К числу глобальных проектов, безусловно, относится и созданный Министерством культуры РФ проект Artefact – активно развивающийся мультимедийный путеводитель по различным музейным коллекциям. С помощью этой бесплатной платформы музеи получают новые возможности для создания современных цифровых продуктов. Виртуальные выставки и аудиогиды, интерактивные экспозиции и мобильное приложение – разработчики помогают музеям адаптировать экспонаты под формат дополненной реальности. Участниками программы становятся различные музеи по итогам конкурсного отбора в рамках национального проекта «Культура», а Artefact –базовым инструментом для учреждений культуры и удобным сервисом для посетителей.

Проект Artefact
Проект Artefact

Информатика на облаке

В этом году в 150 различных российских музеях проходит исследование, посвященное использованию информационных технологий в различных сферах музейной деятельности. Полученные данные позволят главному стратегу цифровой трансформации музейной среды — Совету по цифровому развитию музеев при ИКОМ России – определиться с дальнейшими планами по развитию того, что пару десятков лет назад называлось «музейной информатикой». В нынешнем десятилетии речь идёт уже об облачных системах, искусственном интеллекте и других технологических решениях.

По итогам этого исследования станет понятнее, какие направления можно отнести к числу особенно перспективных. А пока давайте пофантазируем, как ещё преобразятся музейные пространства.

Загрузка статьи...