На фото сверху: Future Survival Kit («Набор для выживания в будущем»), 2019. «Замысел состоял в том, чтобы собрать под одной крышей все разновидности объятий, чтобы получилось что-то вроде тренажера близости, которым будут пользоваться нежные люди будущего».

Уживаться Макрай предлагает прежде всего с телом. У самой художницы это получается неплохо. В прошлом она бегунья (спринт, бег с препятствиями, кросс-кантри) и балерина, так что тело для нее не только вместилище разу­ма, но и послушный инструмент. Последний проект студии Макрай, «Набор для выживания в будущем», состоит из мягких машин — симуляторов объятий. Человеку будет остро не хватать прикосновений, считает Макрай. Поэтому, чтобы не сойти с ума, нужно будет освоить странные предметы вроде «умных» одеял, компрессионных ковров и гигантских мягких челюстей, похожих на взбесившиеся диваны. Они и на фотографиях выглядят убедительно, но еще лучше прийти на выставку Макрай и опробовать эти устройства в деле. Никто не уходит с ее выставок не стиснутым в мягких механических объятиях.

Люси МакРай // Страна: Австралия // Задача: футурология // Метод: иммерсивный дизайн // Темы: космос, тело, технологии, адаптация

Люси МакРай

Адаптируй это Может быть, из хореографии и спорта растет и другая тема Люси — развитие способностей, приспособление к сложным условиям. Как спорстменка, Люси знает: при необходимых тренировках тело завтра сумеет то, чего не могло вчера. Но ее фантазия не ограничена спортивными «быстрее, выше, сильнее»: она считает, что в нужных условиях можно сообщить телу ранее несвойственные качества. Один из ее ранних проектов, «Съедобные духи», был как раз об этом. Макрай предложила заставить тело не только двигаться или выглядеть определенным образом, но и пахнуть нужным запахом. Короткометражка Макрай описывала вымышленную биотехнологию, позволяющую превратить кожу в фабрику аромата «по требованию».

 Future Survival Kit

Логичным развитием темы адаптаций стала для художницы адаптация человека к космическим путешествиям. Доказывать, что человечеству однажды придется покинуть Землю, Люси не берется: она в этом просто уверена и уже пакует чемоданы. Кроме шуток — Мак­рай проходила программу подготовки космонавтов в NASA. А еще она сняла фильм о вымышленной программе подготовки космических путешественников будущего, которая готовит не к перегрузкам и невесомости, а к изоляции и бесконечному молчанию космической черноты и одинокого человека в ней.

Astronaut Aerobics («Аэробика для Астронавтов»), 2014 Astronaut Aerobics («Аэробика для Астронавтов»), 2014. Действие происходит в вымышленном Институте аэробики для астронавтов, задача которого — готовить людей к условиям космических путешествий.

Проект 2014 года «Аэробика для астронавтов» был почти о том же, только проще: о вымышленной организации (целом институте!), где людей готовят к физиологическим последствиям микрогравитации. Пришедших взглянуть на инсталляцию помещали в гигантскую наволочку из фольги. По отзывам посетителей, конструкция создавала незнакомое «космическое» ощущение: «как будто меня обнимает машина».

Body Architect («Архитектура тела») Body Architect («Архитектура тела»). Фрагменты выставки работ разных лет, посвященных восприятию тела, модифицированного технологиями и/или экстремальными условиями, которым человек подвергнется в будущем.

Body Architect («Архитектура тела») Body Architect («Архитектура тела»)

Один из любимых жанров Макрай называется бодиархитектурой, и в нем работает не одна Люси (справа, например, работа британского модельера-футуриста Тони Ганнса). Бодиархитектура — это когда художник задается вопросом, как мы смотрим на человеческое тело. Еще недавно под ковровыми бомбардировками модной индустрии мы учились искать повсюду «красивое» и «совершенное» тело. Будущее и технологии (генная инженерия, космические полеты — все что угодно) могут изменить и само тело, и то, как мы рассматриваем его. Как изменится представление о красоте? О функции?

Люси МакРай

Статья «Нежные машины Люси МакРай» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2020).