Свернуть
Голливуду на зависть: мастера российских спецэффектов

Голливуду на зависть: мастера российских спецэффектов

Голубое индустриальное здание, обнесенное бетонным забором в 5-м Новоподмосковном переулке не обещает ничего необычного. Но, если пройти через вход с вывеской «Московская школа бокса», подняться на пятый этаж и открыть дверь с надписью «Студия Main Road Post», оказываешься в самой настоящей сказке. Или нет, в фантастическом будущем. Именно здесь делают самую продвинутую графику для мирового кинематографа. Добро пожаловать!

Меня встречает молодой бородатый красавец - Арман Яхин, совладелец и термоядерный реактор студии. Сама студия, занимающая почти целый этаж, похожа скорее на помещение для киберпанковских тусовок несмотря на то, что это самое настоящее производство, причем высокоэффективное. Шикарный просмотровый зал, нашпигованный самой современной видеотехникой, целый амфитеатр в центре для мозговых штурмов, приятный кафетерий, куча уютных закутков плюс огромный второй этаж, полностью отданный для отдыха, где можно даже поспать. В дальнем углу — мощная серверная с рендер-фермами. В общем, сразу начинаешь бороться с желанием попроситься на работу. Я пришел в самый разгар: в студии трудились над последними кадрами «Вторжения» — нового фильма Федора Бондарчука, продолжения блокбастера 2017 года «Притяжение». На экранах, разбросанных по стенам студии, крутятся спецэффекты, над которыми работают прямо в этот момент, любой может посмотреть и тут же прокомментировать. Даже по этим отрывочным кадрам видно, что нас ждет незабываемое зрелище.

Сам себе дизайнер

Компьютерной графикой Арман заинтересовался в 1993-м, когда увидел «Парк Юрского периода». Зрелище настолько поразило его, что он вместе со школьными товарищами раздобыл 3D Studio и начал что-то делать сам. В девятом классе он познакомился с Михаилом Лёсиным, таким же влюбленным в компьютерные видеоэффекты энтузиастом, и с тех пор друзья неразлучны — вот и в Main Road Post они совладельцы, Арман больше занимается организацией творческого процесса, Михаил — технологическими решениями. В 2006 году, проработав в нескольких компаниях, они и основали Main Road Post. В самом начале в студии работало всего шесть человек. Сейчас — около сотни.

«Притяжение» Придумать инопланетный корабль — та еще задача. Желательно, он не должен напоминать ничего, что было до этого. К старому знакомому кораблю из «Притяжения», который перекочевал в новый фильм, во «Вторжении» добавлен бионический гигантский корабль-матка.

В портфолио компании много крутых проектов, в том числе визуальные эффекты в таких фильмах, как «Сталинград», «Особо опасен» и «Притяжение». Но я пришел поговорить об их последней работе — «Вторжении». В первом фильме этой франшизы меня, как и моих друзей, больше всего поразили кадры падения инопланетного корабля на Чертаново. Многие узнавали свои дома и даже кинотеатр, на которые упали пришельцы. На предпросмотре один из прокатчиков так и сказал: «О, на наш кинотеатр уронили», подарив создателям идею: премьеру устроили как раз на месте падения в Чертаново.

Генератор города

Несмотря на ощущение полной реальности, это не фотографическая копия. «Но сильно похожая, — смеется Арман. — Мы брали за основу уникальный архитектурный облик Чертаново. Поэтому люди узнают, что естественно. Скажем так, мы создали район по мотивам Чертаново». Но нарисовать целый город «по мотивам» — задача неподъемная, это скажет любой, кто хоть немного баловался компьютерной графикой. Поэтому в Main Road Post придумали самый настоящий генератор города.

Main Road Post Авиатехника — особый конек Main Road Post. Все летательные аппараты сделаны с любовью к мельчайшим деталям. Впрочем, здания Сити на заднем плане — тоже работа ребят.

«Мы этими вещами заинтересовались еще на фильме «Обитаемый остров» того же Бондарчука, — вспоминает Арман. — Наша студия тогда была еще маленькой, человек десять, и мы делали все кадры, связанные с имперским городом. Задачи большие, а людей мало. Вручную собирать по домику весь город — задача неблагодарная. Поэтому сделали архитектурные болванки, из которых по карте и собирался город. Причем для «Обитаемого острова» технологию сделали настраиваемой: получившийся город можно было изменять. Мы с Федором работали первый раз и не знали его реакцию — понравится или захочется что-то поменять. Поэтому в движок заложили возможность менять профиль города, высоты. Мы потратили на это приличное количество времени и, так как это был первый опыт, не знали, чем все закончится. Страшно переживали, боялись сорвать сроки, но Федору понравился буквально первый вариант. В тот момент я, как директор студии, понял, что за такими вещами — R&D — будущее. Есть риск, но в итоге это сильно помогает автоматизировать процесс».

SimCity для киношников

В «Притяжении» технология была доработана. Дома уже собирались из кусочков разных этажей, как из кубиков LEGO, чтобы можно было регулировать этажность, появились разные балконы, текстуры, окна. Была переделана система генерации самих районов. Можно указать, что здесь стоянка, здесь детская площадка. Игорь Харитонов, один из ведущих специалистов студии, вытащил из интернета алгоритм трафика, и в «Притяжении» все автомобили ездят правильно — реагируют друг на друга, останавливаются на светофоре.

«Вторжение» В начале «Вторжения» можно увидеть и другого старого знакомого — бионический экзоскелет из «Притяжения». Главная фишка в нем — объединение механического скелета и бионических мышц, при этом сохранение естественных движений находящегося внутри него человека.

Многим кажется, что качество графики Main Road Post избыточно. Например, если внимательно посмотреть в высоком разрешении момент, когда в «Притяжении» падает тарелка, то в конце общего плана можно увидеть, как автобус с моста судорожно пытается уехать. Или человек бежит по полю перед тарелкой, и его заваливает пылью. Его почти невозможно рассмотреть, это буквально три пикселя. Но в студии такие штуки очень любят, несмотря на то что они сложные и никогда сразу не известно, каким будет результат.

Во «Вторжении» генератор города уже следующего поколения, после «чертановского» варианта было сделано несколько версий для других фильмов. Main Road Post попытался взять очередную высоту — сделать город максимально похожим на Москву. Даже нашли подробную карту с высотами и вовсю использовали OpenStreetMap. В принципе, даже можно свой дом найти. На месте и все уникальные здания.

Графика Большая часть времени в новом фильме ушла на программирование и отрисовку огромной массы воды. Под эту задачу разрабатывались специальные программы и скрипты. Но первыми за эскизы брались художники.

Взорвать все

Одни из самых захватывающих визуальных эффектов в кино — сцены разрушений. Падение инопланетного корабля на Чертаново можно пересматривать бесконечно: такое ощущение, что это документальные съемки. Чтобы сделать сцену максимально реалистичной, ребята из студии не поленились и раздобыли даже инженерную документацию. Несмотря на то что все разрушения просчитывает мощный профессиональный софт, это не кнопка, а инструмент. Чтобы все выглядело убедительно, нужны специалисты мирового уровня. В Main Road Post они есть.

«Вторжение» Почти все здания в Москве во «Вторжении» узнаваемы, главные архитектурные объекты программировались вручную. Поэтому в фильме вы безошибочно определите конкретное здание, а вот по эскизу это трудно сделать.

Белогривые лошадки

Отдельно рекомендую обратить внимание на облака: практически все они в фильме нарисованные. Михаил Лёсин — большой фанат авиации и всего, что с ней связано. Во время перелетов он непрерывно фотографирует облака, чтобы потом сравнить с собственными моделями. Добиться реалистичности очень нелегко. Облаков десятки видов, их математические модели интересны и сложны. Облака — персональный проект Михаила, и поэтому они улучшаются из фильма в фильм, атмосфера становится все более и более корректной с физической точки зрения. Когда в фильме вы видите кадры из космоса, не сомневайтесь: точно так же это выглядело бы в жизни — как солнце заходит, как видна линия терминатора, как окрашивается граница, как движутся высотные облака.

По этой же причине в Main Road Post перфекционистское отношение ко всему, что связано с авиацией. Например, в то, что все самолеты нарисованы, я долго не мог поверить, пока мне не показали черновые кадры. Дизайнеры в шутку жалуются, что Михаил их постоянно учит: как правильно двигаются закрылки, как выглядят блики на самолете и даже царапины на остеклении кабины. За это дизайнеры отплатили Михаилу, спрятав в «Притяжении» «пасхальное яйцо»: это нашивка «Полковник Михаил Лёсин» на груди одного из пилотов. Правда, увидеть ее в фильме нельзя, она закрыта ремнями от парашюта, но прекрасно видна в FX-проморолике фильма.

Графика Впрочем, главные герои все же настоящие — ненарисованные. Что нельзя сказать о воде. Там только сами дизайнеры могут разобраться, где настоящая вода, а где — нарисованная.

Поиграем мышцами

На фильме «Притяжение» дизайнеры впервые опробовали инженерный подход при сборе персонажа. Так как в сюжете есть обманка и никто в первой половине картины не должен знать, что внутри пришельца кто-то есть, пытались делать особый дизайн: если вернуться назад и пересмотреть, станет понятно, что внутри человек. Бондарчуку показывали много вариантов. В итоге остановились на образе дроида, который создал художник Алексей Андреев, и на его основе сделали новый концепт, который наконец понравился режиссеру. Сначала собрали болванку, затем вставили внутрь человека. Нужно было все проверить. Например, сломаются ли у человека внутри ноги, если пришелец согнется? Пришелец был своеобразным экзоскелетом, и его проверяли в различных позах: этот «костюм» должен был быть по‑настоящему функциональным с инженерной точки зрения. «Мы впервые для себя использовали динамические мышцы, когда делается скелет, потом на него навешивается мышечная структура, которая «симулится» — он двинулся, потом мышцы создают вторичную анимацию, — гордится Арман. — Дают массу и вес, увеличиваются в объеме. Что-то швырнул — мышцы дернулись. И эти мышцы контро­лируют верхнюю часть тела — где-то металл, где-то углепластик. Все это придает модели убедительность, массу; пришелец интересно двигается». Из-за сложности персонажа с ним не работала испытанная технология Motion Capture, поэтому вся кинематика движения — сложнейшая ручная анимация.

Новый фильм можно посмотреть только ради визуальных эффектов, про многие из которых до премьеры нельзя даже говорить. Например, там будет много всего, что связано с затоплением, огром­ное количество сцен с симуляцией жидкости и интересные решения, например водяная стена. Нужно пойти в кино и просто погордиться за наших парней. И это только часть зрелища, ведь мы еще не знаем сюжета.

Федор Бондарчук — российский актер и продюсер, кинорежиссер, сценарист, клипмейкер, телеведущий

Федор Бондарчук

— Во всех ваших последних фильмах используются компьютерные эффекты очень высокого качества, и в большинстве моментов зрители даже не понимают, что это не натурные съемки. Мало кто догадывается, что безумно красивые кадры посадки Ил-76 с выпущенным шасси из «Сталинграда» смоделированы ребятами из Main Road Post.

— Мои самые любимые сцены — когда ты не понимаешь, где вообще есть компьютерная графика. Это я и пытаюсь создавать вместе со студией Main Road Post.

— Не могли бы вы кратко рассказать о любимых эпизодах из своих фильмов, где были применены спецэффекты и другие новейшие технологии?

— Вспоминаю в первую очередь «Сталинград», ставший первым российским фильмом в формате IMAX. С ним было связано огромное количество дополнительных вводных, деталей, проблем и неизвестных моментов, с которыми мы не сталкивались раньше. Во‑первых, это стереоскопия изображения, реальное стерео. А во-вторых — такая вещь, как огонь. В сценарии у Ильи Тилькина одна фраза «горела Волга», а у нас на прак­тике полгода съемки и полмиллиона долларов бюджет. Все это в результате превратилось в один из главных эпизодов нашей общей работы с Main Road Post. И конечно, не могу не сказать о нашем новом фильме «Вторжение», в половине эпизодов которого зритель не почувствует, что кадры сделаны с изменением привычного пространства путем компьютерной графики. Вот это направление мне не просто интересно — оно будоражит.

Статья «Вторжение» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2020).
Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.

Читайте также