РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кинг-Конг: как обезьяна произошла от человека

Когда будущему режиссеру Питеру Джексону было девять лет, он увидел по телевизору старого черно-белого «Кинг-Конга» 1933 года. Рыдая над трагической судьбой гигантской обезьяны, падающей с Эмпайр Стейт Билдинг, он решил, что тоже хочет снимать кино.
Тэги:
Кинг-Конг: как обезьяна произошла от человека

На следующий день Питер позаимствовал у родителей любительскую кинокамеру и начал экспериментировать с процессом покадровой анимации, передвигая собственноручно вылепленного пластилинового бронтозавра. Через три года Джексон попытался сделать свою версию «Кинг-Конга»; мать пожертвовала ему старую меховую накидку, которую он разрезал и натянул на проволочный каркас — так и получилась обезьяна. В качестве Эмпайр Стейт Билдинг фигурировала раскрашенная картонная модель, а прочие нью-йоркские небоскребы были нарисованы на простыне. Фильм, увы, никогда не был закончен...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прошли годы. 29 февраля, поднимаясь на сцену Kodak Theatre, чтобы получить «Оскара» за «Властелина колец», Питер Джексон знал, что уже назавтра он возвращается к работе. Его ждал проект, о котором он мечтал с детства, — новый «Кинг-Конг». Только теперь в его распоряжении были технологии XXI века, голливудские деньги (бюджет фильма составил $207 млн.) и таланты из родной Новой Зеландии — творческий коллектив студий Weta Digital и Weta Workshop, закаленный в боях «Властелина колец». Работа над картиной потребовала огромных технических ресурсов: более 5 тысяч компьютеров сжирали столько энергии, что для студий пришлось строить отдельную подстанцию — иначе все окрестности рисковали остаться без электричества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ах, было б только с кем поговорить!

В своих предыдущих киноинкарнациях, 1933 и 1976 годов, Кинг-Конг был поочередно миниатюрной фигурой ростом чуть повыше куклы Барби, механическим роботом и статистом в обезьяньей шкуре. Питеру Джексону было с самого начала очевидно, что его Кинг-Конг будет цифровым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Weta Digital приступила к работе над цифровой моделью Конга почти за два года до съемок. По замыслу Джексона, его герой должен был быть немолодым и изрядно потрепанным жизнью — с боевыми шрамами, сломанной челюстью и криво торчащим клыком. Кроме того, он обладал всеми внешними признаками огромной гориллы. Макет Кинг-Конга был отсканирован, и студия Weta Digital начала создание цифровой модели. Сначала в 3D моделировался скелет, затем ткани и мускулы, а после этого — шкура. Чтобы справиться с пятью миллионами волосков, покрывающих тело Кинг-Конга, была написана специальная программа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Образ Кинг-Конга был ключом к успеху фильма, и режиссер не хотел ограничиваться бездушной компьютерной пустышкой. Конг в фильме испытывает множество разнообразных эмоций. У него нет дара речи, есть только мимика, и она должна была быть как можно более выразительной. Поэтому Джексон решил, что образ Кинг-Конга должен создавать настоящий актер, который входил бы в роль и проживал ее на экране. Так на сцене появился Энди Серкис, сыгравший несколько лет назад Горлума из «Властелина колец» на площадке для motion capture.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Motion capture предполагает, что актер, облепленный специальными точками-маркерами, проигрывает свои сцены в окружении цифровых камер. Из точек-маркеров складывается сложный рисунок актерской игры, на основе которого аниматоры создают персонаж. Таким образом получился Горлум во «Властелине колец» и герои Тома Хэнкса в «Полярном экспрессе». Аналогичная технология была использована и для нового «Кинг-Конга». На лицо Энди Серкису было налеплено 132 точки — чтобы не ускользнул ни один нюанс. «Я словно носил цифровую маску», — говорит актер. Он подошел к работе ответственно — раздобыл множество научной литературы и фильмов из жизни обезьян, два месяца изучал повадки горилл в лондонском зоопарке и съездил в места их естественного обитания — в Руанду. «Он играл Кинг-Конга сердцем, он создавал этот характер», — восторгается Питер Джексон.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Между человеком и гориллой

«Гориллы так похожи на людей, что их легко наделить человеческими характеристиками, — отмечает Джо Леттери, руководивший работой над спецэффектами в картине. — Мы должны были передавать эмоции Конга, но не делать его человеком». Конг должен был оставаться диким животным и вести себя как дикое животное. Поэтому результаты motion capture Энди Серкиса подлежали так называемой «гориллафикации».

«Гориллафикацию» осуществляла программа Facial Animation Coding System (FACS), разработанная в университете Калифорнии в Сан-Франциско. Она раскладывала каждое выражение лица на определенные группы лицевых мускулов и «переводила» человеческую мимику в мимику гориллы, испытывающей те же самые эмоции. Любопытно, что с помощью motion capture была снята лишь четверть всех сцен с Кинг-Конгом. Каким бы хорошим актером ни был Энди Серкис, он не мог так высоко прыгать, так ловко лазать по лианам и так отважно сражаться с динозаврами, как Кинг-Конг — не говоря о том, что динозавров на съемочной площадке не предвиделось. Эти «подвижные» сцены в основном делались с помощью традиционной покадровой анимации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У Серкиса была и другая задача. Он должен был перевоплощаться в Кинг-Конга на обычной съемочной площадке, чтобы помочь играть другим актерам — и особенно Наоми Уоттс, чья героиня, Энн Дэрроу, покорила сердце Кинг-Конга. «Я не могла бы сыграть без Энди», — говорит Наоми Уоттс. Каждый раз, когда ее героиня должна была смотреть на Кинг-Конга, Наоми смотрела на Энди. Конечно, ему приходилось вставать на стремянку, чтобы приблизиться к семи с лишним метрам обезьяньего роста.

На площадку Энди Серкис выходил в специальном костюме — с насадками, удлиняющими руки, и накладными плечами. Всё это помогало актеру имитировать движения гориллы, в том числе хождение на четвереньках и фирменное битье себя в грудь. Он рычал и испускал воинственные кличи, которые прогонялись через приборчик под кодовым названием «Конгалайзер». Приборчик понижал голос актера на несколько октав, увеличивал его громкость и в таком виде транслировал через динамики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На Острове Черепов

Для создания Острова Черепов сотрудники Weta Workshop вручную сделали 53 миниатюрных декорации. Самая большая «миниатюра» составляла 38 м в длину, 5,2 м в ширину и 5,5 м в высоту. Также было сделано 104 000 искусственных листочков, 3100 лиан из латекса и 1500 лиан из веревок, 25 000 миниатюрных растений и т. д. и т. п. Дополнительные детали добавлялись на компьютере.

«В моем воображении Остров Черепов был одним из самых жестоких мест в мире», — говорит Питер Джексон. Его населяют свирепые динозавры, бронтозавры и тиранозавры, а также множество вымышленных «древних ящеров». Режиссер не стремился к скрупулезному воссозданию обликов динозавров в соответствии с результатами находок палеонтологов. Сотрудники Weta Digital, большая часть которых с детства сходила с ума по динозаврам и прочим доисторическим чудищам, с радостью воспользовались предоставленной им свободой. В результате для Острова Черепов было создано больше виртуальных чудовищ, чем для всей трилогии «Властелин колец».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Среди самых запоминающихся эпизодов на острове — бегство напуганных бронтозавров. Гигантские животные затаптывают друг друга и всех, кто попадается на их пути; некоторые падают, некоторые соскальзывают в пропасть. Герои, оказавшиеся на пути стада, пытаются спастись. Эта сцена снималась на фоне зеленого экрана, на покрытой булыжниками площадке, которая шла под уклон. Вдоль всей площадки были проложены рельсы для тележки с камерой. В начале пути ее подталкивали два человека, но для того, чтобы поймать и остановить тележку у конца площадки, понадобились усилия еще троих. Окружающий пейзаж и сами бронтозавры были впоследствии добавлены на компьютере. «Я знал, откуда они бегут и все такое, но никаких бронтозавров на площадке не было. А жаль», — сетует исполнитель одной из главных ролей Эдриан Броуди.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зато на площадке были дикари. Сотня загримированных статистов со вставными зубами, в париках и контактных линзах были одеты в костюмы из морских раковин, перьев и костей. Поскольку знакомство с аборигенами происходит во время дождя, гримерам пришлось подбирать несмываемые краски.

Каменные джунгли

Вероломно похищенный, Конг попадает в каменные джунгли Манхэттена начала 1930-х годов. Джексон принципиально хотел, чтобы действие фильма происходило в то же время, когда был снят первый «Кинг-Конг», — в разгар Великой депрессии. «Я хотел сохранить легендарную кульминацию фильма, в которой два биплана атакуют Кинг-Конга, сидящего на вершине Эмпайр Стейт Билдинг. Но я никак не мог придумать, как бы оправдать использование бипланов в наше время», — объясняет Джексон. Кроме того, в тридцатые годы еще можно было верить в то, что в мире существуют острова, не нанесенные на карты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Точную копию биплана Curtiss Helldiver в натуральную величину построить не так сложно. А что делать с городом? За прошедшие семьдесят с лишним лет Нью-Йорк сильно изменился. Превратить современный мегаполис в город 1933 года оказалось возможным только с помощью компьютеров. В отличие от Острова Черепов, здесь приходилось считаться с исторической правдой.

В создании заново старого Нью-Йорка помогли фотоматериалы 1930-х годов. Снятые с воздуха фотографии были особенно кстати — наложив их поверх современных снимков, создатели фильма смогли понять, как с тех пор изменилось лицо города. Операция эта проводилась на компьютере; все здания, построенные после 1933 года, были «вытерты». Пустые пространства замещала программа CityBot, которая моделировала этаж за этажом, квартал за кварталом. Каждое здание включало в себя окна, двери и дверные ручки, дымящиеся каминные трубы, пожарные лестницы, а когда наступает вечер, можно увидеть, что происходит за освещенными окнами. «Именно эти детали делают город живым», — говорит Крис Уайт, написавший CityBot.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Декорации нескольких кварталов были построены на студии в пригороде Веллингтона. В частности, там была уменьшенная версия Таймс Сквер, по которой должен был бродить вырвавшийся на свободу Конг. Все здесь ему в новинку: автомобили, светофоры, фонари, снег, высокие здания и непривычные звуки. В декорациях Таймс Сквер аниматоры провели специальную сессию motion capture с Энди Серкисом. На пол набросали песка, вокруг пустили механические машинки с дистанционным управлением. Актеру оставалось просто идти «и вести себя, как испуганная горилла», — объясняет Джо Леттери.

Башня Эмпайр Стейт Билдинг играет особую роль в истории Кинг-Конга. Именно здесь происходит трагическая развязка. Копию верхушки башни, а также декорации, изображающие фойе и вид первых этажей с улицы, построили на новозеландской студии.

Эпизод, в котором Конг взбирается на башню, был закончен за два дня до первого показа фильма перед журналистами. Команда Weta Digital работала 24 часа в сутки; аниматоры буквально переселились в студию. Они успели. Правда, хронометраж картины в процессе работы увеличился с заявленных 2 часов 40 минут до 3 часов 7 минут, но какое это имеет значение? Публика встретила «Кинг-Конга» с восторгом, критика назвала одним из лучших фильмов года. А Питер Джексон получил в награду сбывшуюся мечту.

Загрузка статьи...