В XVIII веке мир представлялся огромным, сложным механизмом. Казалось, его устройство вот-вот будет разгадано, и искусные мастера смогут воссоздать любое «божье творенье».
Часы «Павлин»: райский сад золотого века механики
В барабане внутри клетки находится система кулачков и рычагов, заставляющих сову поворачивать голову, моргать и постукивать лапкой // С вертикального вала, проходящего через ногу павлина, вращение передается на горизонтальный барабан. На нем закреплены ролики, на которые наматываются цепочки, поднимающие перья хвоста и приводящие в движение шею и голову // Петух, тряхнув несколько раз головой, кукарекает // Сами часы спрятались под шляпкой гриба. В «отломанном» кусочке видны два диска: часовой с римскими цифрами и минутный с арабскими. Секунды отсчитывает вращающаяся стрекоза. Восемь колокольчиков отбивают четверти и часы

В Париже публику восхищала механическая утка Жака Вокансона, которая хлопала крыльями, крякала, клевала зерно и испражнялась. В Лондоне ювелир и механик Джеймс Кокс организовал целый музей механических диковин, где были выставлены движущиеся фигуры людей, птиц и животных. Князь Потемкин загорелся идеей подарить такое чудо своей императрице и заказал мастеру «часы с сюрпризом». В Петербург машина прибыла в 1781 году… и десять лет пролежала в Таврическом дворце «в разных местах разобранная на многие мелкие части». За это время позолоченных деталек изрядно поубавилось.

Два года понадобилось Ивану Петровичу Кулибину, которому, по воспоминаниям его сына, было выдано «десять ящиков, вполовину развалившихся, и две корзины с принадлежностями к этим машинам», чтобы понять, как устроен сложный механизм, починить «лопнувшие пружины, порванные цепочки, изломанные колеса» и реконструировать утраченные детали. Три недели ушло только на то, чтобы добраться до «внутренностей» павлина: ключом оказалось перышко на спине птицы, которое по виду чуть отличалось от остальных. Автомат состоит из четырех механизмов. Три из них приводят в движение фигуры птиц, а четвертый — собственно часы. Механизмы соединены системой рычагов, запускавших их в определенной последовательности: в конце каждого часа оживает сова, через полторы минуты после начала ее движения начинает свой танец павлин, а петух завершает представление. Мощная пружина, приводившая автомат в действие, спрятана под поверхностью серебряного «холма». «Подземная» часть каждого механизма соединена вертикальным валом с «надземной», отвечающей за движение и звучание фигур. Когда клетка совы вращается, листики цветов задевают за штифты барабана, на котором сидит птица, и, соскакивая с них, ударяют цветками-молоточками по серебряным полусферам. Петух обязан своим пением маленькому органчику с механизмом ритмичного прерывания подачи воздуха. Воздух из мехов идет в трубочку с резонатором. По расположенному в ней вибрирующему металлическому язычку скользит ролик, меняя высоту звука. Предположительно, у павлина тоже был свой голос. В его теле есть «трещотка», но запускающий ее механизм — единственное, что не удалось восстановить Кулибину.

Авторы: мастерская Джеймса Кокса, Фридрих Юри, Иван Кулибин.

Изготовлены: 1770-е годы.

Материалы: бронза, серебро, стразы, золочение.

Статус: единственный действующий крупный многофигурный автомат XVIII века, сохранившийся практически без изменений.

Состояние: часы работают постоянно, движение фигур демонстрируется один раз в неделю.

Где посмотреть: Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Павильонный зал.

7 декабря, в день именин Екатерины Великой, Государственный Эрмитаж отметит свой 250-летний юбилей.

Статья «Часы «Павлин»: райский сад золотого века механики» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2014).