РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Часы «Павлин»: райский сад золотого века механики

В XVIII веке мир представлялся огромным, сложным механизмом. Казалось, его устройство вот-вот будет разгадано, и искусные мастера смогут воссоздать любое «божье творенье».
Тэги:
Часы «Павлин»: райский сад золотого века механики

В Париже публику восхищала механическая утка Жака Вокансона, которая хлопала крыльями, крякала, клевала зерно и испражнялась. В Лондоне ювелир и механик Джеймс Кокс организовал целый музей механических диковин, где были выставлены движущиеся фигуры людей, птиц и животных. Князь Потемкин загорелся идеей подарить такое чудо своей императрице и заказал мастеру «часы с сюрпризом». В Петербург машина прибыла в 1781 году... и десять лет пролежала в Таврическом дворце «в разных местах разобранная на многие мелкие части». За это время позолоченных деталек изрядно поубавилось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Два года понадобилось Ивану Петровичу Кулибину, которому, по воспоминаниям его сына, было выдано «десять ящиков, вполовину развалившихся, и две корзины с принадлежностями к этим машинам», чтобы понять, как устроен сложный механизм, починить «лопнувшие пружины, порванные цепочки, изломанные колеса» и реконструировать утраченные детали. Три недели ушло только на то, чтобы добраться до «внутренностей» павлина: ключом оказалось перышко на спине птицы, которое по виду чуть отличалось от остальных. Автомат состоит из четырех механизмов. Три из них приводят в движение фигуры птиц, а четвертый — собственно часы. Механизмы соединены системой рычагов, запускавших их в определенной последовательности: в конце каждого часа оживает сова, через полторы минуты после начала ее движения начинает свой танец павлин, а петух завершает представление. Мощная пружина, приводившая автомат в действие, спрятана под поверхностью серебряного «холма». «Подземная» часть каждого механизма соединена вертикальным валом с «надземной», отвечающей за движение и звучание фигур. Когда клетка совы вращается, листики цветов задевают за штифты барабана, на котором сидит птица, и, соскакивая с них, ударяют цветками-молоточками по серебряным полусферам. Петух обязан своим пением маленькому органчику с механизмом ритмичного прерывания подачи воздуха. Воздух из мехов идет в трубочку с резонатором. По расположенному в ней вибрирующему металлическому язычку скользит ролик, меняя высоту звука. Предположительно, у павлина тоже был свой голос. В его теле есть «трещотка», но запускающий ее механизм — единственное, что не удалось восстановить Кулибину.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
1. В барабане внутри клетки находится система кулачков и рычагов, заставляющих сову поворачивать голову, моргать и постукивать лапкой. 2. С вертикального вала, проходящего через ногу павлина, вращение передается на горизонтальный барабан. На нем закреплены ролики, на которые наматываются цепочки, поднимающие перья хвоста и приводящие в движение шею и голову. 3. Петух, тряхнув несколько раз головой, кукарекает 4. Сами часы спрятались под шляпкой гриба. В «отломанном» кусочке видны два диска: часовой с римскими цифрами и минутный с арабскими. Секунды отсчитывает вращающаяся стрекоза. Восемь колокольчиков отбивают четверти и часы.

Авторы: мастерская Джеймса Кокса, Фридрих Юри, Иван Кулибин.

Изготовлены: 1770-е годы.

Материалы: бронза, серебро, стразы, золочение.

Статус: единственный действующий крупный многофигурный автомат XVIII века, сохранившийся практически без изменений.

Состояние: часы работают постоянно, движение фигур демонстрируется один раз в неделю.

Где посмотреть: Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Павильонный зал.

7 декабря, в день именин Екатерины Великой, Государственный Эрмитаж отметит свой 250-летний юбилей.

Загрузка статьи...