РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Человек из пятого измерения: «живые скульптуры»

В первый раз я увидел «Живые скульптуры» за границей: мой знакомый дизайнер показывал видео друзьям на мобильном телефоне.
Тэги:
Человек из пятого измерения: «живые скульптуры»

«Скульптуры» производили неизгладимое впечатление: такое ощущение, что в наш мир пришли люди из будущего, окруженные причудливыми силовыми полями. Что-то подобное я видел в комиксах, но вживую это поражало гораздо сильнее. И еще я был готов поспорить, что их создатель скорее не профессиональный художник, а физик или математик – настолько его творчество напоминало современные физические иллюстрации. «Тебе виднее, – сказал мой друг. – Создатель "живых скульптур" – из России. Роман Ермаков». Мы сидим с Романом на подоконнике в одной из его мастерских в центре Москвы и непрерывно смеемся: он светится позитивом. Нет, я не угадал, он не математик, но и не чистый художник – Роман учился на инженера-архитектора. Профессия, которая объединяет и точные науки, и то, что даже трудно выразить словами. Речь Романа довольно необычна, как и его творчество. И мы вместо получаса проболтали полтора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фотопроект «Вселенская любовь»
Фотопроект «Вселенская любовь»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На иллюстрации выше — фотопроект «Живой свет океана». Художница Венера Казарова создала для фотопроекта удивительные декорации из бумаги. Мы долго думали, в какую среду поместить мои костюмы, и я вспомнил, что очень часто их сравнивают с морскими обитателями и растениями. Мы поселили их в океанских глубинах. Фотографом стала наша подруга Даша Ястребова. Еще год ушел на постпродакшен, который сделал Алексей Тихонов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автопортреты

«Я никогда не работал по специальности, еще во время учебы увлекся перформативными практиками, костюмами, инсталляциями,– говорит Роман. – Меня всегда больше привлекали арт-истории, чем прикладная специальность. После института начались серьезные проекты, которые и втянули меня в экспериментальную арт-среду». Наверное, самый известный проект, который и вывел меня на него, – коллекция «Живые скульптуры», над которой он работал с 2010 по 2016 год. Когда видишь его работы, первый вопрос – как? Как эти образы приходят в голову? И что это? Люди будущего в оболочках из силовых или магнитных полей? 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Перформанс «Живые скульптуры»
«Живые скульптуры», 2009–2016. По приглашению Ria Keburia Gallery перформанс «Живые скульптуры» и скульптура «Жонглер» были представлены на арт-ярмарке Tbilisi Art Fair в Грузии.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Это мои ауры, – говорит Ермаков. – Я беру некое черное тело, вокруг которого конструирую цветную историю из элементов. И первое, что приходит в голову, глядя на костюмы, особенно если видишь их в ультрафиолетовом свете, – это энергетические оболочки». Роман говорит, что, по сути, все эти костюмы – автопортреты в определенный период времени, образы, которые живут внутри него. Нужно только внимательнее прислушаться к себе, начать изучать себя и не бояться принимать свои перевоплощения. Некоторые образы появляются очень точно и мгновенно. «Еду в метро, вдруг увидел картинку в голове – и быстро ее зарисовал. Какие-то образы требуют доработки. Я думаю, что они проявляются из параллельных вселенных или каких-то миров, которые находятся внутри нас. Если ты открыт к этому откровению, путешествию в невероятное, оно начинает к тебе приходить чаще и пропускает дальше внутрь себя. В какой-то момент открываешься, и тогда начинается это путешествие. Необязательно, что много из него вынесешь и все применишь на практике, но ты поймешь, что есть нечто большее, чем то, что нас окружает в привычном мире. А если ты занят бытовыми делами и вечно суетишься, то этот прекрасный мир существует параллельно и никак тебя не касается».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Рабочий эскиз костюма из коллекции «Живые скульптуры»
Рабочий эскиз костюма из коллекции «Живые скульптуры», 2019. Для выставки театрального костюма «Инновационный костюм XXI века: новое поколение» в Государственном историческом музее Роман реконструировал один из первых костюмов «Красный небоскреб» (2010), для которого подготовил чертежи.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Организмы или объекты?

В студенческие времена Романа привлекали конструктивизм и советский авангард: буйство ярких цветов, ярких форм и невероятно смелых экспрессий было ему близко. Но он никогда напрямую от них не отталкивался. Образы он ищет в своем подсознании. «Все первые работы были связаны с трансформацией моего образа, – говорит он. – Я приходил на разные выставки в необычных нарядах, мне было интересно удивить себя и удивить окружающих. Каким я могу быть или не быть». Когда Роман создал серию костюмов, это позволило использовать их в новом формате. В 2010 году Ермакова пригласили принять участие в первом большом художественном событии – это был «ГогольFEST» в Киеве. Выставочная история увлекла его: оказалось, можно не просто наряжаться, но и при помощи костюмов создавать пространства. Костюмы воспринимаются по-разному, в зависимости от контекста, в котором находятся. На природе они выглядят неведомыми живыми организмами, а в индустриальной среде похожи на техногенные образования.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Живые скульптуры» (2010).
«Живые скульптуры» (2010). Удивительно, что самые сложные образы я придумал в самом начале создания этой коллекции. Но опыт выступлений в сложных костюмах, их перевозка и эксплуатация отражаются на функциональности последующих образов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Технологии

Несмотря на то что творения Романа напоминают пришельцев из будущего, он не использует компьютеры и свои идеи зарисовывает самостоятельно. Некоторые костюмы он делал и вовсе без эскизов, в то время как к другим готовятся настоящие рабочие чертежи с точным указанием размеров. Он говорит, что если бы применял компьютерные программы, то наверняка костюмы были бы сложнее. «Я вижу, как художники работают в 3D-программах, и я понимаю, что при помощи компьютеров можно сделать столько интересного, что и представить себе трудно. Но, с другой стороны, здесь много элементов случайного, много встроенных алгоритмов: нажимаешь комбинацию клавиш, и на экране вместо круга появляется причудливая структура – а нужна ли была тебе эта структура изначально? Я воспроизвожу то, что существует в некоей параллельной реальности. А то, что делает компьютер, – его параллельная реальность, не моя. Пока что это не мой путь. Мне интересно предвидеть образ и как можно точнее зарисовать его. Работа над костюмами – это особая медитация».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Роман Ермаков
«Я трансформирую внутренне-эмоциональные образы во внешне-материальные формы». Роман Ермаков
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Довольно быстро Роман пришел к своей фирменной технологии: в основе большинства его работ лежат структуры из теплоизолирующих трубок из пеноматериала. «Когда я остановился на них, то и образы стали приходить, продиктованные материалом, который позволяет реализовать многие идеи».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Скульптура «Жонглер», 2018
Скульптура «Жонглер», 2018. Была создана для выставки «Цирк! Цирк! Цирк!» в музее «АРТ4» и стала началом выставочного проекта «Танцующая ось пятого измерения». Это серия паблик-арт-скульптур для общественных пространств в Москве. Выставка пройдет с 16 по 30 ноября в галерее «Здесь на Таганке».

Отдельно можно говорить о кинематике, ведь работы Романа эффектнее всего смотрятся в движении. «Вся динамика у меня в голове, – говорит он, – никаких предварительных программ для расчетов я не использую». Когда артист надевает костюм – начинается магия оживления, никогда сразу нельзя точно сказать, как он себя поведет. Костюм всегда делается с первого раза, но не всегда он комфортен для модели. Если отрабатывать в дальнейшем эту историю, то можно его сделать и удобнее для человека, который оживляет костюм. Но Роман говорит, что делает свои работы в «пылу страсти» и никогда не переделывает их, разве что реконструирует после долгих лет выступлений. Поэтому от артиста в костюме требуется довольно большая самоотдача, чтобы держать баланс, начать взаимодействовать с костюмом, прочувствовать его особенности и использовать их.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Костюм из коллекции «Молекулы», 2017–2018
Костюм из коллекции «Молекулы», 2017–2018. Коллекция «Молекулы» началась с трех костюмов, которые Роман сделал для фестиваля «Политех» в 2017 году. Найденный конструктивный прием так его вдохновил, что к следующему фестивалю он сделал еще девять костюмов, часть из которых является черными близнецами цветных молекул, своеобразной темной материей.

Застывшие измерения

Сейчас у Романа новый этап: 16 ноября в галерее «Здесь на Таганке» открывается его персональная выставка городской скульптуры «Танцующая ось пятого измерения». Мы говорим с Романом про преобразования Москвы в последние годы – он с радостью принял то, что убрали рекламные плакаты, унифицировали вывески, разработали для города единый дизайн-код. И, говорил он, после реконструкции улиц появилось большое количество пространств, просто напрашивающихся на то, чтобы там стояли скульптуры или другой паблик-арт. Еще год назад Ермаков для выставки «Цирк! Цирк! Цирк!», которую курировал Андрей Бартенев, сделал скульптуру жонглера. В ней Роман пытался соединить элементы таким образом, чтобы не было понятно, как это сделано. Части сочленялись в необычных точках, создавалось впечатление, что скульптура вот-вот развалится. Ермаков настолько удачно поэкспериментировал с балансом, противодействием силе тяжести и новыми формами, что Андрей Бартенев предложил ему готовиться к персональной выставке. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В течение последних месяцев Роман непрерывно исследует город, разыскивая и фотографируя места, где он предлагает ставить скульптуры или другие арт-объекты. В итоге должно получиться 29 городских пейзажей, куда методом компьютерной графики будут вставлены скульптуры Ермакова. Эти работы можно будет увидеть на стенах галереи. Но главными объектами станут 8 скульптур, представляющих собой масштабные модели высотой до 1 м. Роман говорит, что это будут самостоятельные произведения искусства и их даже можно будет приобрести для коллекции. 

Костюм «Большой взрыв», 2017
Костюм «Большой взрыв», 2017. В рамках «Ночи музеев – 2017» на Винзаводе совместно с авторским театром «Эскизы в пространстве» был подготовлен перформанс «Мур-мур Байконур», для которого Роман создал костюмы космических героев.

Обсудили мы и название выставки – «Танцующая ось пятого измерения». «Есть некое пятое измерение, в котором я путешествовал и откуда принес свои образы, – Роман заразительно смеется. – Это жители пятого измерения, где они не имеют привычных нам физических ограничений. Но, попав в трехмерный мир, они застывают в той конфигурации, в какой попали сюда. Однако в своем мире они непрерывно трансформируются – меняют и форму, и цвет. На выставке будет видео, иллюстрирующее в реальном времени эти преображения. Жители пятого измерения, протанцевавшие сюда и оставшиеся жить на просторах нашего города».

Загрузка статьи...