В программе Fantastic Shorts, которую на больших экранах можно будет увидеть с 27 ноября, есть первая в мире научно-фантастическая короткометражка «Путешествие на Луну», рассказывающая про покорения человеком космоса и столкновение с внеземными цивилизациями. По этому случаю, мы решили вспомнить другие кинопроизведения на аналогичные темы.
Короткометражное кино о покорении космоса

«Путешествие на Луну» (1902) Жоржа Мельеса

Неудивительно, что первый в истории кино научно-фантастический фильм был посвящён космосу и контакту с другими цивилизациями — людей всегда манило звёздное небо. И то, что раньше было доступно только в книгах, стало доступно на экране. В этой фарсовой и крайне ироничной короткометражке пионер кинематографа Жорж Мельес смикшировал романы Жюля Верна и Герберта Джорджа Уэллса: по сюжету из пушки на Луну отправляется космический корабль с людьми, которые ступив на естественный спутник Земли, встречают расу прыгучих, враждебно настроенных селенитов — и побеждают её. В картине содержится ставший уже хрестоматийным кадр со снарядом, который попадает Луне прямо в глаз. Стоит отметить, что в ремейке мельесовского шедевра — «Экскурсии на Луну» (1908) Сегундо де Шомона — в аналогичной ситуации снаряд влетает не в глаз Луны, а в рот, после чего она выдыхает пламя.

«Капитан Ио» (1986) Ф.Ф. Копполы

Космический отряд, состоящий из разношёрстной команды, а точнее из настоящего инопланетного зоопарка, летит на опасную планету с миссией — вручить её Верховной Правительнице (Анжелика Хьюстон) необычный дар. Сделать это, впрочем, будет ой как не просто: у Правительницы невероятно скверный характер. Однако у главы отряда — Капитана Ио (Майкл Джексон) — есть пара козырей в рукаве. Художественный фильм напополам с видеоклипом (в картине звучит две песни: «Мы здесь, чтобы изменить этот мир» и «Другая часть меня»), снятый 47-летним Фрэнсисом Фордом Копполой и спродюсированный Джорджем Лукасом. У звезды ленты, Майкла Джексона, до этого уже был схожий опыт в съёмках в «Триллере» Джона Лэндиса, но тут ему было предложено примерить на себе костюм космического капитана, странно, впрочем, что не инопланетянина: ведь глядя на талант MJ всегда складывалось впечатление, что он с другой планеты:

«Перевал» (1988) Владимира Тарасова

Спустя 16 лет, после того как научно-исследовательский космический корабль «Полюс» с Земли упал не неизвестную планету, выжившие космонавты отправляют молодёжь к звездолёту, через перевал, чтобы повысить свои шансы на выживание в месте, населённом недружелюбными тварями. Фантасмагоричная экранизация Владимира Тарасова рассказа «Перевал» Кира Булычёва, существующего помимо книжного и в таком варианте. Известно, что Булычёв не сильно жаловал анимационную адаптацию своего произведения, как Станислав Лем экранизацию «Соляриса» Тарковского": писателям вообще такое свойственно. Однако, не смотря на все недостатки этой короткометражки (а к ним можно отнести действительно несколько скомканный сюжет), нельзя не отметить и её достоинства, среди которых авангардная, практически сюрреалистичкчская графика. Например, стараниями художников корабль «Полюс» тут скорее похож на чёрный монолит из «Космической одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика, нежели на классический звездолёт:

«Вампиры Геоны» (1991) Геннадия Тищенко

Покорению космоса и контакту с внеземными цивилизациями посвящена львиная доля скромного творчества мультипликатора Геннадия Тищенко (см. также короткометражки «Из дневников Йиона Тихого. Путешествие на Интеропию», «Амба — Фильм первый» и «Амба — Фильм второй»). Не стала в этом плане исключением и дилогия автора про планету Геону: дилогия, потому что у уже упомянутых «Вампиров» есть сиквел под названием «Хозяева Геоны». По сюжету на дикую, но пригодную для жизни планету Геону по заданию концерна «Галакс» прибывает инспектор Янин: дело в том, что её колонизации мешает местная фауна в лице динозавров-вампиров. Если так продолжится и дальше, представители концерна на Геоне собираются уничтожить животных. Янин намерен этого не допустить. «Космоэкологическое кино» — так двумя словами можно охарактеризовать работы Тищенко, которые помимо приключенческого элемента отличает редкий по нынешним временам гуманизм.

«Х» (2005) Рафаэля Валя

Инспирированная (кажется) рассказами Станислава Лема об Йионе Тихом история о том, как одинокий астронавт на своём маленьком корабле бороздит бесконечные просторы космоса. Чтобы скрасить полёт он заваривает чаёк, но выпить кружку тонизирующего напитка ему не удаётся: впереди маячит странного вида объект, из-за которого аппаратура бьёт тревогу. Не успев опомниться, астронавт оказывается внутри этого объекта, который на поверку оказывается большой копировальной машиной, начинающей с завидной регулярностью клепать клонов астронавта. Через четыре года схожая ситуация случится с Сэмом Рокуэллом в «Луне 2112» (2009) Данкана Джонса. Но где Джонсу понадобилось полтора часа, чтобы обозначить и разрешить конфликт, немецкий режиссёр Рафаэль Валь по‑спартански уместился в пять минут.

«Жуткая тварь с планеты Альфа 9!» (2009) Джейка Армстронга

«Хищник» наоборот: не инопланетянин охотится на людей, а люди охотятся на инопланетянина — только с виду грозного, на самом деле, он очень милая зверушка, которой остро не хватает общения. Однако homo sapiens не способны это понять, что приводит к их скоропостижной гибели. Ещё один пример космоэкологического кино, сдобренного, правда, щедрой порцией чёрного юмора. Думается, Мельес бы оценил.

«Высадка Юрия Леннона на Альфу-46» (2010) Энтони Вуардо

В поисках таинственного сигнала астронавт Юрий Леннон (Марк Хоземанн) садится на вымышленный спутник Юпитера Альфа-46. Напевая себе под нос песенку про одинокого ковбоя, он вскоре находит источник сигнала. Последствия оказываются катастрофическими и метафора про одинокого ковбоя становится реальностью. Изобретательная и остроумная короткометражка Энтони Вуардо (сцена приземления, например, снята так, что, видя в кадре только лицо астронавта, мы одновременно видим и то, что видит он, благодаря отражению в скафандре) рассказывает про человеческую глупость, которая в космосе превращается в античную трагедию напополам с комедией.

Exit Log (2014) Гэри Фридмена

В космосе, как известно, никто не услышит твоего крика. Так что смелым покорителям Вселенной приходится рассчитывать только на себя. Даже если им также крупно не повезло, как бортовым инженерам Эми и Анне. Действие этой короткометражки происходит в 2249 году. Путешествие во времени стало возможно, но — только на три минуты в прошлое. Из прошлого и приходит чрезвычайное послание Эми и Анне, челнок которых забрался в самые глубины космоса. Теперь девушкам предстоит понять смысл сообщения, ведь от него зависит их дальнейшая судьба.