Глядя на работы южнокорейских скульпторов Ю-джу и Лим Хи Ен, трудно разобраться, на что смотришь: то ли на авиационный двигатель, то ли на причудливую абстрактную композицию в стиле стимпанк. Сами авторы говорят, что это искусство ради искусства, кусочек сказки в нашем мире, но кто им поверит!
Уникальные скульптуры «притворяются» двигателями внутреннего сгорания
Nice engine: fantasy stimulating machine («Красивый двигатель: машина, стимулирующая фантазию, 2010). Как и прочие двигатели корейских скульпторов, этот работает на электричестве и сервоприводах. Но выглядит как настоящий.

Первым делом нужно придумать бренд. Бренд проще продавать, проще рекламировать и проще запоминать. Поэтому корейская пара везде называется u_joo+limheeyoung — прямо так, в одно слово, с нижним подчеркиванием и плюсом. Забыть практически невозможно. При этом почерк скульпторов определяется за милю: они активно эксплуатируют диковатое смешение стилей. На первый взгляд их работы — это механика, поршни, огромные шестерни; казалось бы, техническая направленность очевидна. И вместе с тем — мрачные сосуды с жидкостью, напоминающей кровь, серебристые изогнутые то ли рога, то ли паучьи лапы. Все это собрано в изящные, тонкие и жутковатые механизмы, сделанные с поистине ювелирной точностью. Добро пожаловать в мир оживших фантазий.

Обыкновенное чудо

Совместный путь Ю-джу и Лим Хи Ен к вершинам неизведанного и воплощению фантазий в реальность начался банально: они вместе учились на художественном отделении сеульского университета Чунан. По окончании ребята сделали несколько совместных проектов, а дальше их история стала напоминать классическую сказку, в конце которой дракон умирает, убитый копьем, а царевна идет под венец. Проще говоря, они поженились, и свадьба стала началом, за которым последовали победы на разнообразных конкурсах, постоянные выставки и известность.
Фото
The Nightmare Machine («Машина ночных кошмаров», 2010) Устройство, которое забирает у спящего его плохие воспоминания. Нечто вроде механического «ловца снов».

На традиционный вопрос «Как вы работаете вдвоем?» последовал не менее традиционный ответ: после первого совместного проекта, созданного еще в университетские времена, скульпторы очень много времени проводили вместе и притерлись друг к другу не только как муж и жена, но и как соавторы. Когда-то они спорили до хрипоты из-за разных подходов к работе и даже ругались на этой почве. Теперь же, если не хватает взаимопонимания, они занимаются личными проектами, ожидая совместного вдохновения, которое обязательно приходит. Ради хорошего дела все разногласия забываются.

Механика сказки

Будучи частями творческого целого, Ю-джу и Лим Хи Ен оставляют друг другу свободу воли. Лим, к примеру, не называет себя кинетическим скульптором, считая это не самой значительной частью своей работы. Кинетика в этой истории пришла со стороны Ю-джу. Хотя оба соавтора начинали с рисунка, именно Ю-джу впервые почувствовал огромную разницу между статикой и подвижными работами. В последних появлялась дополнительная, новая реальность — поэтому скульпторы решили заставить придуманные объекты двигаться.

Одна из самых запоминающихся работ пары называется «Башня любви» — сложная конструкция из подъемных кранов-поршней, в строгом порядке опускающихся в запаянные цилиндры, наполненные красной жидкостью. Визуально это, бесспорно, двигатель — рядный, шестицилиндровый, асимметричный. Филигранность исполнения и почти бесшумная работа заставляют вспомнить классические Rolls-Royce начала XX века, устанавливавшиеся на легендарные «Серебряные призраки».

Love tower: love magnifying & maturing machine («Башня любви: машина для увеличения и укрепления любви», 2008) Один из самых эффектных двигателей Ю-джу и Лим Хи Ен посвящен любви — внутри его цилиндров перекачивается красная жидкость, подозрительно похожая на кровь. Сам «движок», видимо, символизирует сердце.

Но двигатель производства Ю-джу и Лим Хи Ен служит совсем для других целей. Пояснение к скульптуре гласит: «Машина для увеличения и укрепления любви». Ее поршни качают жидкость, напоминающую кровь, это, очевидно, метафора сердца, и цилиндры играют роль клапанов, что само по себе является игрой со зрителем: двигатель — сердце машины. Но что будет, если машина остановится? Вместе со скульпторами мы движемся от сложного механического — к сложному метафизическому.

Драконы и цилиндры

У искусных скульптур Ю и Лим есть вполне определенная цель: запечатлеть в нашем мире элементы мира фантазийного, придуманного. Но при этом технические аналогии продолжают бросаться в глаза. Например, при взгляде на скульптуру «Красивый двигатель» (или «Машина, стимулирующая фантазию») снова возникает мысль о Rolls-Royce — только теперь уже об авиационном V-образном монстре Merlin 1933 года, который сам по себе отдельное произведение искусства. Ассоциациям не мешают даже драконы и другие фэнтезийные элементы конструкции — в конце концов авиационные «движки» Rolls-Royce неспроста носят названия различных хищных птиц. А значит, без доли остроумной фантазии не обошлось и у британских конструкторов.
Фото
Steering gear for the entrance detector of the world («Ручное управление для детектора входа в мир», 2009) Звездообразный псевдо-двигатель на штативе; его «цилиндры» движутся и пышут пламенем при вращении конструкции.

Можно остановиться и на мелких деталях механизма. Например, заслонка на боку скульптуры стилизована под жабры; она постоянно открывается и закрывается, как будто двигатель дышит. Работу зрительского воображения это стимулирует сразу на нескольких уровнях. Возможно, реальный двигатель из вселенной Ю-джу и Лим Хи Ен (которую они сами называют «Розовой дорогой») выглядел и работал бы именно так, на драконьем дыхании и самой малости какого-нибудь невероятного топлива.

Фото
Silence of the wolf: secret keeping machine («Молчание волков: машина, хранящая секреты», 2012) Один из самых насыщенных деталями «двигателей» корейской пары. В нем друг относительно друга перемещаются десятки тончайших игл.

При всей пластичности образов скульптуры Ю-джу и Лим Хи Ен определяются четкой структурой и заданным вектором движения в пространстве и времени. В какой-то мере это говорит о том, что Ю-джу и Лим Хи Ен не пытаются сбежать от реальности, а хотят показать нам еще одну сторону мира, существующую параллельно с нашей, приблизить нас к нашему же воображению, опираясь на осязаемые аналогии.

Вызывающая дождь

В жизни Ю-джу и Лим Хи Ен — как, видимо, в жизни любого творческого человека — порой происходят вещи, которые можно объяснить простым совпадением, а можно найти в них при желании и толику потустороннего.

Речь идет о стилизованных оленьих рогах (или паучьих лапах?) — скульптуре «Машина, пожирающая тьму». Лапы движутся, как и цилиндры фантастических двигателей, в строгом порядке, смыкаясь и размыкаясь, открывая и закрывая ряд ламп, спрятанных в сердцевине конструкции. Захватывает дух, действительно — элемент фантазии в нашем повседневном и скучном мире. Скульпторы говорят, что машина заклинает тьму, производя своими лапами равномерные пассы. В день, когда ее перевозили на первую выставку, дождь лил такой, что у Ю-джу и Лим Хи Ен затопило полстудии, как если бы машина была недовольна сменой места проживания. С тех пор история с дождем повторяется при каждой новой инсталляции. Чем не повод найти необъяснимое в обыденном?

Светлая сторона

Впрочем, не все сказки, рассказанные супружеской парой из Южной Кореи, столь же пафосны и мрачны. Сами они — жизнерадостные энтузиасты; их студия большая и светлая, в ней куча разнообразных деталей, металла, поршней, заготовок и стекла. Ю-джу вдохновляется творчеством Pink Floyd, его жена любит Фернандо Ботеро, Studio Job и Артура Гэнсона.

Хоть каждый и волен интерпретировать работы Ю-джу и Лим Хи Ен по-своему, искусствовед сразу подметит один общий и довольно интересный эффект, своеобразную антитезу стимпанку. Это мир двигателей против мира фантазии: изящность, выточенность, некоторая вычурность контрастируют с массивным и фундаментальным миром шестерней и поршней. Даже наличие общих деталей подчеркивает разницу — то есть это не альтернативная стим-история, а измерение, сосуществующее с нашим. И в это измерение очень хочется заглянуть. Там точно есть на что посмотреть.

Имя: Ю-джу и Лим Хи Ен Год рождения: 1976 и 1979 Место жительства: Сеул, Южная Корея Образование: Университет Чунан, Сеул Род занятий: скульпторы, художники Творческое кредо: «Реальные двигатели для нереальных целей»

Двигатели интерьера

Идея стилизовать скульптуры под двигатели внутреннего сгорания не нова. Однако процесс работает в обе стороны: детали настоящих двигателей много лет используются для создания разнообразных художественных композиций и элементов интерьера. Например, на сайте Pinterest целый раздел посвящен идеям декора при помощи частей автомобильных двигателей. Из них можно сделать что угодно — флюгеры, вазы, картины, даже шахматные фигуры! Или другой пример — американский дизайнер Николас Юст. Поработав инженером на авиационном заводе, ныне он зарабатывает созданием интерьерных скульптур из частей авиационных двигателей. Определенная машинная грубость в сочетании с изяществом деталей пользуется невероятной популярностью: небольшая скульптура продается за $8−9 тысяч.

Статья «Фантастические поршни Ю-джу и Лим Хи Ен» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2014).