Анатомия шоу: как готовят самые зрелищные фестивали России

Практически одновременно у нас пройдут два незабываемых фестиваля. В Москве 17–18 августа в Братеевском каскадном парке можно будет увидеть состязание команд – участников V Международного фестиваля фейерверков «Ростех». А недалеко от поселка Большое Козино в Нижегородской области 16–18 августа состоится главный фестиваль современной музыки Alfa Future People – AFP-2019.
Анатомия шоу: как готовят самые зрелищные фестивали России

Директор компании-организатора фестиваля «Пиротехнические технологии» Олег Долгов шутит, что Владимир Ильич Ленин ошибался: из всех видов искусств самым главным для нас является фейерверк. Это наиболее демократичное искусство, красивое, с положительными эмоциями, дающее ощущение праздника и ставящее яркую точку на закрытии любого мероприятия. Каждый год в России проводится от 12 до 15 региональных фестивалей фейерверков. Там, где фестивали прошли 3–4 раза, от них трудно отказаться: люди привыкают к красочному зрелищу. Первый подобный фестиваль – «Прометей» – проходил в парке Горького еще в 1990-х годах. Это было очень яркое событие: первый раз в Москву приехали команды из городов России и Украины. Потом было еще много фестивалей в Москве и других городах нашей страны. Но, поскольку в корпорации «Ростех» сосредоточены все разработчики и изготовители пиротехнической продукции, родилась идея фестиваля, где в состязании сошлись бы пиротехники – отечественные и зарубежные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Немного истории

Хотя технология показа фейерверков у всех практически одинакова, у каждого коллектива пиромастеров есть собственный почерк, на который накладывается национальный колорит.

Взять, например, Мальту, остров-крепость, который жители вынуждены были непрерывно оборонять. Тогда производство пороха было почти при каждом дворе. В военное время он использовался для стрельбы из пушек, в мирное – для фейерверков. До сих пор запуск фейерверков на Мальте – национальная забава, и там более либеральное отношение к правилам безопасности при проведении таких шоу. Кстати, это же касается Испании и Мексики, где фейерверки зажигают рядом со зрителями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Существует легенда, что Марко Поло привез порох из Китая в Италию, что дало старт развитию искусства фейерверков в Европе. И до сих пор в Италии сосредоточено значительное количество фабрик. Это, как правило, небольшие семейные предприятия, где секреты мастерства передаются от отца к сыну. Итальянские пиротехнические шоу – это красивая народная музыка, опера, темперамент. Мировое производство фейерверков в основном сосредоточено в странах Азии: Японии, Малайзии, Филиппинах и, конечно, Китае – это главный поставщик продукции на рынки всех континентов.История современных российских фейерверков началась в 1950-е годы, когда была поставлена задача создания пиротехнических изделий для салютов в честь участников и гостей Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Эта задача была успешно решена учеными НИИ прикладной химии в подмосковном Загорске (ныне Сергиев Посад). Все современные разработки фейерверков появляются именно там.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Армейские корни

Исторически высотные фейерверки, называемые салютами, в СССР запускали подразделения Советской армии. Знаменитые московские салюты делает отдельный Салютный дивизион Западного округа, на вооружении которого стоят артиллерийские орудия для произведения холостых выстрелов, а также мобильные пусковые установки для запуска высотных салютов. Эти салюты можно ежегодно увидеть 23 февраля и 9 мая по всей Москве.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На Международном фестивале фейерверков «Ростех» зрители смогут увидеть то, чего нет на салютах 9 мая. Основная задача фестиваля – раскрыть технические и творческие возможности его участников в соответствии с определенной темой и техническим заданием. В этом году команды будут создавать свои шоу на тему театра. Ведь 2019-й в России – Год театра.

Подготовка шоу

Работа начинается с подбора музыкальных треков для будущего показа. Пиродизайнер разрабатывает программу представления, то есть последовательность срабатывания тех или иных изделий. Замысел переносится в компьютер. Существует несколько программ проектирования фейерверков, которые имеют большие библиотеки эффектов и позволяют просчитывать представление с учетом высоты и времени раскрытия зарядов и синхронизации с фазами музыкального произведения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На нашем мероприятии две линии размещения пусковых установок. Первая линия – изделия нижнего уровня с высотой эффекта до 50 м. Вторая линия – высотные изделия, раскрывающиеся на высоте от 70 до 200 м. Самый трудоемкий монтаж на первой линии: изделия нужно выставить под определенным углом и в определенной последовательности. Этих изделий в 2–3 раза больше, чем высотных. Монтаж одного 10-минутного показа занимает 4–5 дней; все команды готовят показы одновременно. Первая линия состоит из 13 площадок запуска. На второй линии – 9 площадок. Команды должны соблюсти этот порядок расстановки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В мире

Фестивали проходят во многих странах. В Канаде и США множество пиротехнических компаний: там любят гигантские фейерверки с использованием больших калибров. В Северной Америке главным считается фестиваль в Монреале. Ежегодно в первых числах сентября в Берлине на олимпийском стадионе проходит крупнейший фестиваль Европы – Pyronale. Также очень популярны фестивали фейерверков в Каннах, Монте-Карло, Таррагоне (Испания). Но настоящая мировая столица пиротехнического искусства – китайский город Люянг, в котором сосредоточено производство большей части фейерверков мира. Почти все население города работает на пиротехнических фабриках. Там построена единственная площадка в мире, предназначенная специально для запуска фейерверков, идеальная для команд и зрителей. Есть места для монтажа и запуска, операторы сидят в специальных зданиях, где уже проложены управляющие кабели. Зрительские места отделены от выступающих команд водной поверхностью. Вода, кстати, дает дополнительный эффект – отражение красочных картин (на фестивале «Ростех» фейерверки отражаются в Москве-реке).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фестивали все разные, в каждом есть своя изюминка, и, конечно, хотелось бы посетить каждый. Но август стоит зарезервировать для российского фестиваля, ведь там ежегодно за звание лучшей соревнуются сильнейшие команды со всего мира.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Alfa Future People

Вообще-то дизайн сцен на фестивале современной музыки Alfa Future People является секретом и приятным сюрпризом для гостей. Но для нас Дмитрий Знаменский, основатель студии «Сетап», которая занималась дизайном и световым оформлением главной сцены, открыл некоторые тайны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Придумывая новые концепции своих шоу, мы не ориентируемся на конкурирующие фестивали на Западе, а черпаем вдохновение в архитектуре, – говорит Дмитрий. – При проектировании новой сцены нам изначально интересны необычные архитектурные формы». Основная идея главной сцены AFP-2019 – прорыв сквозь стену. Любую метафизическую стену. «Молодежь вообще не любит стены, если это не стены для граффити, – смеется Дмитрий. – Нам хочется рушить границы и стены». Ему кажется это новым, но я еще помню «The Wall» Pink Floyd. Впрочем, тогда я был таким молодым, как Дмитрий сегодня.

Дмитрий открывает ноутбук и запускает программу визуализации. Вау! Ничего подобного я еще не видел, но описывать визуальные эффекты – дело неблагодарное. «В этом году нам удалось реализовать идею, которую раньше не видели нигде в мире, – комментирует мою реакцию Дмитрий. – Нам удалось синхронизировать генеративный видеоконтент, который мы создаем в реальном времени, с работой световых приборов. У нас на сцене огромное количество экранов, а за ними множество световых приборов. Когда на экране зажигается определенная область, в этом же месте зажигается определенный световой прибор. Это очень эффектно и вручную сделать невозможно, только с помощью компьютеров».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Традиционно на главной сцене AFP присутствует гигантское лицо или какой-нибудь другой нарративный объект. В этом году команде «Сетап» удалось сохранить эту традицию, но, взглянув на нее с другой – я бы сказал, обратной – стороны, я увидел, что лучи света и лазеры прорезают и лицо, и главную сцену – как гигантские световые мечи из «Звездных войн».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Технологии

«Я не застал то время, когда чертили на кульмане. Мы изначально работали в программах 3D-моделирования, – говорит Дмитрий. – Года три назад мы обнаружили программу, как Capture, в которой можно посмотреть 3D-визуализацию со световыми реальными приборами – там есть библиотеки практически всего сценического оборудования. Особенность нашей работы в том, что мы действуем немного не так, как классические художники по свету. Мы научились объединять возможности светового пульта со специальным сервером, на котором стоит интерактивная программа TouchDesigner. Это среда разработки, внутри которой можно хоть роботами управлять, хоть световыми шоу. И в ней мы разрабатываем алгоритмы, которые потом заносим в пульт. В чем смысл? Работая с пульта, можно сымитировать условно сто нажатий в один момент, чтобы поменять позиции, цвет, фокус, интенсивность определенного прибора и т. п. А с помощью TouchDesigner можно имитировать несколько тысяч нажатий. Это все нереально сделать вручную».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Светохудожники

Меня всегда интересовала техника управления световыми эффектами на больших рейвах. Этим занимаются светохудожники при помощи светопультов – гигантских консолей с россыпью кнопок, к которым привязываются определенные действия. Работа светохудожника во время представления – слушать музыку и попадать в нужные моменты. Это настоящая импровизация, джаз времен киберпанка. В этом и заключаются мастерство и уровень такого специалиста, хотя, конечно, есть способы не пропустить опорные точки в музыке. Кстати, часто крутыми светохудожниками становятся бывшие барабанщики, которые лучше всех чувствуют ритм, понимают, что происходит, и очень вовремя переключают светоэффекты. У светохудожника на AFP-2019 будет несколько тысяч комбинаций, которыми он управляет со своего пульта. Да, на AFP используются сцены-заготовки, но они никогда не повторяются, потому что внутри каждой заложены элементы генеративности, запрограммированной случайности. Генеративность – следующий шаг в современных шоу, говорит Дмитрий. Были диджеи, которые играли на виниле, потом на MP3, потом на компьютерах, сейчас – на контроллерах, на которые завязаны определенные действия. Подобная революция происходит и в визуальной части.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Классические художники по свету используют пульт как большой световой прибор – в сущности, набор кнопок. Они ограничены функционалом этого пульта, поэтому и их эффекты схожи – так в 1970-х были стандартные эффекты для электрогитар или синтезаторов. А команда Знаменского при помощи генеративных алгоритмов и TouchDesigner расширяет возможности на практически бесконечное количество вариантов. Загляните в удивительный мир киберпанка, вернее на AFP-2019! Что, по сути, одно и то же.