РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда болезнь становится кинетическим искусством

Упаковки таблеток, бутылки из-под микстур, шприцы и перчатки, которые кружатся на уровне глаз зрителя, – это вовсе не описание урагана в больнице, а инсталляция бостонского художника Денниса Свороноса, в творчестве которого медицинская тема в последнее время стала превалирующей. Болезнь становится кинетическим искусством – подобного подхода, пусть и страшноватого, мы до сих пор не встречали.
Тэги:
Когда болезнь становится кинетическим искусством

Вообще-то, называя Свороноса бостонским художником, мы немного лукавим. Сам скульптор родом из Флориды: именно там он окончил Школу искусств Александра Дрейфуса и сделал первые творческие шаги. Спустя некоторое время Деннис перебрался в Массачусетс, где продолжил обучение сначала в школе при знаменитом бостонском Музее изящных искусств, а позже — в Университете Тафтса. С тех пор Своронос поселился в здании бывшего ликероводочного завода (это так артистично!), в просторных помещениях которого он и по сей день создает свои необычные скульптуры из подручных материалов. Впрочем, Флорида и сегодня живет в сердце скульптора и остается не только любимым местом для его экспозиций, но и бесконечным источником вдохновения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Детские воспоминания

Скульптор не обошел стороной и тему вымирания бабочек, создав инсталляцию Obsolete and extinct («Устаревшие и вымершие», 2007). На этот раз Своронос использовал видеокассеты и аудиоплееры (первые служат основанием, а из вторых аккуратно вырезаны крылья, подобные крыльям пядениц). Деннис подключил устройство к датчику движения: «бабочки» оживают от любого шороха и привлекают к себе внимание посетителей. Возможно, именно внимания не хватало вымершим насекомым, и поэтому природа поставила на них крест — так же, как технология поставила крест на видеокассетах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зеленая энергия

Своронос тоже решил поучаствовать в этом тренде и разместил в бостонском аэропорту скульптуру The Green LCD-screen («Зеленый LCD-экран», 2011), состоящую из тележки, генератора и миниатюрного дисплея. Скульптор остроумно выделяет среди достоинств этого механизма отсутствие подключенных извне проводов и даже аккумуляторных батарей: для того чтобы посмотреть телевизор, тележку с ним нужно постоянно перевозить с места на место — таким образом генератор вырабатывает энергию и включает экран. Инсталляция выглядела бы неполной без расчерченного на полу маршрута, по которому всякий желающий посмотреть видео, по задумке автора, должен катать тележку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Понятно, что в таком случае о концентрации внимания на изображении не может быть и речи: единственный зритель вынужден не только постоянно ходить, но и осматриваться по сторонам, чтобы никого не снести. Деннис подчеркивает этой работой, что нельзя развивать идеи ради идей: в них всегда нужно искать конечный смысл, то самое рациональное зерно, ради которого и были приложены усилия.

Рисующие машины

Болезнь как источник вдохновения

Несмотря на несколько курсов химиотерапии, болезнь не отступила, но Деннис не упал духом и продолжает бороться за свою жизнь, а заодно создавать и новые работы на эту тему. Например, недавно он создал инсталляцию Medication Combination («Комбинированное лечение», 2013), с помощью которой пытается поделиться своим опытом борьбы с нелегким недугом. Своронос хочет показать, что чувствует онкологический больной, и потому делится всеми ключевыми моментами, с которыми пришлось столкнуться, начиная от постоянных уколов и заканчивая выпадением волос. Выставка, на которой он показывает эту работу, так и называется — Cures for cancer, «Лечение рака». Автор хочет передать всю трагичность этого заболевания, и ради этого он пускает зрителя на очень интимную территорию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Говорят, что у людей, сражающихся с онкологическими заболеваниями, пропадает желание откладывать что-либо на завтра. Деннис не исключение: он не только активно борется с недугом, но и старается успеть сделать как можно больше. Своронос преподает на различных курсах и в Бостонской школе искусств, а также сотрудничает со студией Bob’s Metal Fabrication and Design, которая производит оригинальную кованую мебель: там Деннис отвечает за творческую и технологическую составляющие процесса. Среди продукции фирмы самые разные тумбы, столики и даже алтарь для жертвоприношений. Впрочем, последний — лишь шутка и скорее демонстрация возможностей производства.

Творческому потенциалу Денниса Свороноса могут позавидовать многие: даже в сложный период жизни он находит силы и новые идеи для творчества. Поэтому мы искренне надеемся, что в будущем еще услышим о новых работах Свороноса. А сам Деннис станет примером не только для начинающих художников, но и просто для людей, которые не имеют права сдаваться.

Ювелирная мастерская

Загрузка статьи...