«2001: Космическая одиссея»: какие предсказания о будущем сбылись?

16 декабря родился выдающийся английский изобретатель и фантаст — Артур Кларк. 50 лет назад Стэнли Кубрик снял по одноименному роману Кларка ставший культовым научно-фантастический фильм «2001 год: Космическая одиссея». Наши друзья из издательства «Эксмо» решили выяснить, какие из прогнозов о мире будущего в конечном итоге сбылись, а каким еще лишь предстоит воплотиться в жизнь.
«2001: Космическая одиссея»: какие предсказания о будущем сбылись?

Премьера фильма Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» состоялась 50 лет назад. Кинолента стала настоящим прорывом, заметно опередила свое время и вызвала бурю дискуссий — они коснулись не только кинематографа, но и научных, философских и религиозных аспектов картины. «Космическая одиссея» оставила столь много вопросов, что большинство из них остается актуальными спустя полвека.

Фильм Кубрика стал одной из первых серьезных попыток кинофантастики заглянуть в будущее. Режиссёр создавал свой magnum opus вместе с Артуром Кларком, который затем на основе сценария написал одноименный роман. И большинство идей, наполняющих мир «Одиссеи» , принадлежали не столько Кубрику, сколько Артуру Кларку, который был не только фантастом, но и блистательным ученым.

«Если вы полностью поняли "2001", значит, мы потерпели неудачу. Мы хотели поднять намного больше вопросов, чем дать ответов»(с) Артур Кларк

Какие идеи, заложенные в «Космическую одиссею», позже реализовались в нашей жизни? И чему сбыться пока не удалось? В честь дня рождения Артура Кларка и недавнего юбилея «Космической одиссеи» мы решили в этом разобраться.

Сбылось

Планшеты. Пожалуй, самым точным прогнозом стали именно они. Впоследствии компанию Apple даже обвиняли в заимствовании дизайна из фильма. В картине астронавты пользовались планшетами для просмотра новостей и видеосообщений, а по форме плоские экраны на основе жидких кристаллов и впрямь чертовски похожи на сегодняшние. Таким образом, предсказано было не только появление самих устройств, но и фактически их основное применение.

Видеозвонки, телевизор в спинке кресла и распознавание голоса. Сегодня все это не кажется чем-то удивительным и экзотичным, однако на момент 1968 года видеозвонки казались фантастикой не меньше, чем полеты на Юпитер. Мультимедийные экраны, встроенные в сиденья в самолетах сегодня тоже стали обыденностью. Идентификация по голосу (и вообще биометрическое распознавание человека) появилась в реальности сравнительно недавно — и все это присутствовало в мире будущего «Одиссеи».

Существующие до сих пор компании. В «Космической одиссее» встречаются логотипы и упоминания множества компаний. Сумка «Аэрофлот» и новости от BBC, сеть отелей «Хилтон» и надпись IBM... Многие логотипы почти не изменились, за исключением AT&T и BBC. Впрочем, немало компаний того времени кануло в лету.

Возможность компьютера обыграть человека в шахматы. К 2001 году компьютер смог победить человека в шахматы. Сцена партии в шахматы, где астронавт проигрывает компьютеру, воспроизводит реальную партию (А. Реш — В. Шлаге), сыгранную в 1910 году. Первоначально считалось, что ее придумал сам Кубрик, увлекавшийся в молодости шахматами.

Спутники Юпитера. На момент выхода «Космической одиссеи» было известно о существовании 11 спутников Юпитера. Кларк предполагал наличие большего количества спутников у крупнейшей планеты Солнечной системы, о чем написал в книге. На сегодняшний день открыто более 79 спутников Юпитера.

Falcon 9. 22 декабря 2015 года SpaceX реализовало то, что Кларк задумывал полвека назад: вертикальная посадка первой ступени ракеты на Землю с целью повторных запусков после проверки и дозаправки.

Астероид 7794. Согласно книге, астероид под нумерацией 7794 открыли в 1997 году. Почти в яблочко! Астероид 7794 (Sanvito) был открыт в 1996 году, хотя по разным версиям наблюдали его и раньше. Как и в «Космической одиссее», объект входит в Главный пояс астероидов.

Не сбылось

Симуляция гравитации за счет вращения космического корабля. Сама идея сегодня не кажется невероятной — напротив, велика шанс, что однажды будет разработана искусственная сила тяжести, создаваемая вращением космического корабля вокруг своей оси. Но на данный момент до реализации этой идеи на практике ещё очень далеко.

Криогенный сон и капсулы для анабиоза. В реальной жизни пока никто не разобрался, как погружать людей в анабиоз с последующей возможностью вывести человека из этого состояния. Но идея получила широкое распространение в фантастике, и вероятно учёные не оставят попытки воплотить её в жизнь.

Развитый искусственный интеллект. Исследования в области ИИ идут полным ходом и регулярно достигают новых вершин, однако создать полноценный искусственный интеллект, похожий на HAL 9000, пока не представляется возможным. В «Космической одиссее» также упоминается, что HAL не «запрограммирован», а «обучен». В книжной версии имя HAL соответствует «эвристически запрограммированному алгоритмическому компьютеру». По такому же пути сегодня идет развитие в области нейронных сетей.

Колонии на Луне, космические станции на орбите и полеты в дальний космос. Не суждено было сбыться самым романтическим идеям — о светлом будущем, в котором человечество уже к началу XXI покорило Солнечную систему. Причем сегодня полет на Юпитер кажется едва ли не более фантастическим, чем ХХ веке. Как оказалось, 50 лет на освоение космоса оказалось мало.

Первый контакт с инопланетной цивилизацией. Это уже скорее элемент сюжета, нежели какой-либо прогноз — в любом случае, встреча с пришельцами пока не состоялась, да и никаких следов инопланетной жизни обнаружено не было. А если учесть, какими инопланетян представили Кубрик и Кларк — стоит ли на такой контакт вообще рассчитывать?

«Только представьте: если всего за несколько тысячелетий человек сделал просто гигантские технологические шаги — всего за какие-то секунды в хронологии вселенной — какого эволюционного развития могли добиться более древние формы жизни? Они могли продвинуться от биологических видов — хрупких вместилищ для разума — до бессмертных механических существ, а потом, через бесчисленную вечность, выйти из "куколки" материи и стать существами из чистой энергии и духа. Их потенциал был бы безграничен, а интеллект непостижим людьми» — эти слова принадлежат Стэнли Кубрику.

Будущее за порогом

«Космическая одиссея», воплощенная и в виде фильма, и в виде книги — по-настоящему выдающаяся история, ставшая одним из столпов научной фантастики. И пусть предсказанные на 2001 год повседневные космические путешествия в комфортабельной обстановке не сбылись, многое из предсказанного Кларком и Кубриком сбылось, и не исключено, что со временем человечество сможет реализовать и другие их идеи.

Alexey Zharikov