Главное, если не единственное, правило ленд-арта заключается в том, что работа должна быть неразрывно связана с ландшафтом. При этом не стоит путать искусство с ландшафтным дизайном. Ленд-арт как разновидность скульптуры (а он вырос именно из скульптурных инсталляций) не призван украшать сады и парки — он должен выражать мысли художника, заставлять зрителя задуматься или восхититься. Но «смотреться» он будет только в лесу, в поле, в воде — ленд-арт невозможно выставить в городской галерее.

Скульпторы, работающие в жанре ленд-арта, чаще всего используют природные материалы — камень, дерево, растения, воду. Обратите внимание: в нижеследующей подборке только в инсталляции «Левитирующее дерево» используются искусственные элементы (краска, пищевая плёнка), остальные же работы не просто гармонируют с окружающей средой, но являются неотъемлемой её частью в плане использованных материалов. Ленд-арт — это искусство традиций и гармонии, возвращение к истокам, к временам, когда искусство было исключительно натуральным, будь то резьба по дереву или рисование углём. Впрочем, жёсткого ограничения всё-таки нет — в ход порой идут металл, резина, пластик и так далее. Сложность — в гармоничном сочетании искусственных материалов с природой, и потому скульпторы тяготеют к естественности.

Но хватит общих слов. Итак, «Популярная механика» совместно с Signet Land Art открывает цикл публикаций о наиболее интересных, сложных, оригинальных и остроумных работах в жанре ленд-арта. К этому нас подвиг проект Signet Land Art, в рамках которого уже в этом году начнётся вручение гранта российским скульпторам, работающим в жанре ленд-арта. О проекте Signet Land Art и о гранте, который запускается совместно с музеем современного искусства «Гараж», мы обязательно расскажем в одном из следующих материалов, тем более подача заявок ещё продолжается. А пока что, для начала, замечательная подборка самых необычных и интересных примеров жанра.

Кстати, цикл будет не здесь, на сайте, а в наших социальных сетях — Facebook, Vkontakte, Instagram и Twitter, так что подписывайтесь и не переключайте канал!

Andres Amador
Андрес Амадор (США). Искривлённые поля (Warped Fields). Эта работа входит в серию Abstract и была сделана в 2009 году на калифорнийском пляже. Относится к «вытоптанным» рисункам; иногда Амадор прибегает к механизации процесса, в том числе «рисует» с помощью трактора, к которому прицеплен специальный вал с узором.
Sylvain Meyer
Сильвен Мейер (Швейцария). Белый коридор (Couloir blanc). Работа сделана в 2008 году. Это имитация математически правильной паутины, на которую ушло порядка 100 метров тонкого шпагата.
Olga Ziemska
Ольга Зиемска (США-Польша). Неподвижность в движении (Stillness in Motion). Ольга Зиемска живёт в Кливленде (Огайо), но свою самую известную серию работ Matka («Мать») она начала делать в польском городке Оронско, где располагается крупный центр польской скульптуры. Первая версия скульптуры, изготовленная из ивовых плетей в 2003 году, находилась в закрытой галерее. На снимке — Stillness in motion: The Matka Series #2 (2012), выполненная из бамбука и установленная в городе Вонголь (Южная Корея).
Daniel Siering / Mario Shu
Даниэль Зиринг и Марио Шу (Германия). Левитрующее дерево. Инсталляция двух немецких специалистов по стрит-арту появилась в пригороде Потсдама, Германия. Сперва художники обмотали участок дерева пищевой плёнкой, а затем раскрасили поверх с помощью баллончиков с краской.
Andy Goldsworthy
Энди Голдсуорси (Великобритания). Изогнутые веточки вокруг речного валуна в Вуди Крик, Колорадо (Curved sticks surround a river boulder in Woody Creek, Colo). Работа 2006 года. Голдсуорси специализируется на сборе природных объектов более или менее схожей формы или цвета и придания им упорядоченной структуры. Например, здесь он в течение нескольких дней собирал в окрестных лесах ветки, имеющие схожий радиус изгиба.
Simon Beck's Snow Art
Саймон Бек (Великобритания). Саймон Бек все свои снежные картины вытаптывает с помощью снегоступов и чаще всего не даёт им названий. Этот узор, например, называется Marlou 41, то есть 41-й по счёту, созданный в районе озера Марло (Австрия) в январе 2017 года. В своём Facebook Саймон признался, что сделал ряд ошибок, так как начал «рисовать» слишком поздно и потому заканчивал практически в темноте.
nikola-lenivets.ru
Николай Полисский (Россия). Бобур. 22-метровая инсталляция названа в честь парижского района Бобур, знаменитого музеем современного искусства — Центром Помпиду. Скульптура — аллюзия на архитектуру Центра; наверху расположена смотровая площадка, позволяющая осматривать всю панораму Никола-Ленивца, где находится инсталляция.
Ellie Davies
Элли Дэвис (Великобритания). Пойдём со мной 7 (Come with me 7). Come with me — серия из девяти работ, сделанных Дэвис в 2011 году. Каждая инсталляция представляет собой «тропинку», выложенную или высаженную в природном ландшафте с помощью чуждых этому ландшафту элементов.
Amelia Earhart Festival
Стэн Херд (США). Амелия Эрхарт (Amelia Earhart). Гигантский портрет знаменитой лётчицы Амелии Эрхарт, «высаженный» Хердом на поле близ Атчисона (Канзас) в 1997 году — в честь 60-летия её трагической попытки совершить кругосветное путешествие на самолёте. Атчисон — родной город Эрхарт. В своих работах Херд использует как навыки садовника (сажая кусты и деревья), так и навыки скульптора (выкладывая часть изображения камнями).